Принципы, которые мы заложили при создании Общественной палаты, оказались ценными и спустя 15 лет. За этот срок изменилось положение России в мире, а роль гражданского общества существенно выросла. Важно, что у Общественной палаты хорошая история и хорошее будущее. Поработаем", — Почетный секретарь Общественной палаты Российской Федерации Евгений Велихов.
Общественная палата, как ключевой институт гражданского общества нашей страны, отслеживает события, явления, изменения в общественной жизни, проектируемые и принимаемые властью решения, анализирует их возможные последствия, реакцию граждан и общества в целом на них, взаимодействует с представителями социальных групп, лидерами общественных структур, органами власти для того, чтобы гражданские инициативы дошли до властных структур, а общественные интересы были учтены государством при принятии решений. Своеобразным барометром общественных настроений и интересов выступают обращения и инициативы граждан1 , поступающие в Общественную палату, в которых граждане, общественные объединения и бизнес-структуры указывают на те или иные проблемы. Опираясь на экспертный потенциал своих членов, отлаженную систему взаимодействия с региональными общественными палатами, профильными некоммерческими организациями и общественными объединениями, научным и профессиональным сообществом, с общественными советами при федеральных органах исполнительной власти, Палата прорабатывает наиболее системные и острые из них и представляет их государственным органам, предлагает конкретные решения и контролирует их исполнение.
Ежегодный Доклад о состоянии гражданского общества — это доклад, подготовленный Общественной палатой в целях обозначения и анализа основных наиболее актуальных тенденций общественной жизни в текущем году.
При всем многообразии событий и явлений, происходивших в течение года, содержание настоящего Доклада за 2020 год сконцентрировано на главных, определяющих темах для гражданского общества России.
В Докладе представлен результат трансформации общественно-государственного диалога, стимулом для развития которого явились события 2020 года.
По истечении года с полной уверенностью можно зафиксировать, что граждане, общественные структуры стали участниками процесса по выработке поправок в Конституцию Российской Федерации. Общественная палата, ставшая площадкой для сбора и обсуждения «народных поправок» со всей страны, осмыслила их и передала в рабочую группу, созданную Президентом Российской Федерации. 11 из 18 предложенных Палатой поправок вошли в обновленный текст Конституции. Наблюдатели, подготовленные Общественной палатой, с целью осуществления общественного наблюдения за ходом общероссийского голосования по вопросу одобрения конституционных поправок и контроля за легитимностью электорального процесса присутствовали на участках во всех регионах России.
Стоит отметить, что в предложениях, поступивших в Общественную палату от наших граждан, наряду с поправками социального характера, направленными на сокращение уровня бедности и достижение социальной справедливости, преобладал запрос на укрепление суверенитета, национальной безопасности, защиту национальных интересов и стратегических национальных приоритетов России. Конституционные поправки, касающиеся защиты суверенитета страны, поддержаны большинством россиян2 .
2020 год — год глобальных вызовов и перемен. Пандемия новой коронавирусной инфекции и вызванные ею социально-экономические последствия изменили жизнь всего мира.
Государство столкнулось с серьезными, сложными задачами — это одновременно и сохранение жизни и здоровья граждан от неизученного неизвестного вируса, изыскание сил и средств для стабилизации эпидемиологической обстановки, своевременное и в полном объеме оказание качественной медицинской и социальной помощи гражданам, оказавшимся в уязвимом положении, и в то же время — обеспечение устойчивости экономического развития, финансовой стабильности в условиях возрастания бюджетных расходов на первоочередные нужды.
В то же время общество продемонстрировало солидарность в решении возникших проблем и в партнерстве с государством продолжает борьбу с пандемией. Государство отвечает на это мерами поддержки, рассчитанными как на население, так и на наиболее пострадавших участников экономических отношений — малый и средний бизнес и некоммерческие организации. В обосновании необходимости таких мер поддержки и их проработке большую роль сыграла Общественная палата.
2020 год также ознаменовался возросшей активностью граждан, их объединений в преодолении экологических катастроф. Не обошлось и без связанных с ними социальных конфликтов, при разрешении которых государственные органы проявили, в отличие от прежних лет, должное внимание к требованиям населения территорий и их учету.
Есть и другие длительно нерешаемые проблемы. Одна из таких — обеспечение дорогостоящими лекарствами детей с тяжелыми редкими (орфанными) заболеваниями, приобретение которых семьям непосильно. Для ее решения Президентом введена прогрессивная шкала НДФЛ, доходы от сбора которого будут направляться на лечение и реабилитацию таких детей, их лекарственное обеспечение. Однако еще предстоит создать целевой механизм финансирования, определить, как будут распределяться бюджетные деньги. В этот процесс по решению Президента уже включилась Общественная палата, объединившись с профильными общественными организациями, экспертами-медиками и родительским сообществом.
Давно назрела необходимость запуска реформы психоневрологических интернатов и системы опеки над лицами с ментальными нарушениями. С 2013 года на рассмотрении в Государственной Думе находится законопроект о так называемой распределенной опеке. Однако время идет, а ничего не меняется, учреждения остаются закрытыми, права их подопечных не реализуются в полном объеме, они лишены социализации. Со стороны родственников и профильных некоммерческих организаций фиксируется запрос на реформирование законодательства о психиатрической помощи и системы опеки (попечительства) над лицами с ментальными нарушениями.
Несмотря на особенности 2020 года, сложную эпидемиологическую обстановку, полный локдаун весной в связи с пандемией коронавируса, современное поколение не смогло обойти вниманием юбилейный год 75-летия Победы в Великой Отечественной войне. Каждая семья в нашей стране помнит и чтит подвиги дедов и прадедов, события 75-летней давности являются священными. Однако нередки случаи фальсификации, искажения исторической правды. В российском обществе велик запрос на недопущение подобного. Вопросы сохранения и защиты исторической памяти о Великой Победе являются основой национального самосознания современного российского общества.
Именно в этих ключевых темах наиболее ярко проявилась смена парадигмы взаимодействия органов власти с гражданским обществом, обоюдная готовность к совместной выработке, обсуждению и реализации исторических решений.
Общественная палата, занявшая прочное место в социально-политической системе нашей страны среди институтов — лидеров по уровню доверия3 , опираясь на экспертный потенциал своих членов, отлаженную систему взаимодействия с региональными общественными палатами, профильными некоммерческими организациями и общественными объединениями, научным и профессиональным сообществом, с общественными советами при федеральных органах исполнительной власти, продолжит следить за развитием этих вопросов и добиваться их справедливого решения.
© Пресс-служба Общественной палаты Российской Федерации