Последние тенденции использования «мягкой силы» и сетевой пропаганды в условиях геополитической конкуренции, а также анализ международного опыта по ограничению иностранного влияния на некоммерческий сектор как сферу формирования общественного мнения и механизм артикуляции общественно значимой повестки вновь сделали актуальным вопрос об уточнении правовых механизмов регулирования деятельности организаций, выполняющих на территории России функции иностранных агентов.
В целом назрела необходимость совершенствования законодательства в целях обеспечения доступности для общества информации об иностранном финансировании некоммерческих организаций, общественных объединений и ассоциированных с ними лиц, занимающихся политической деятельностью. Это особенно важно в целях недопущения иностранного вмешательства в выборы и избирательные кампании по их подготовке.
Защита суверенитета в этом контексте предполагает повышение ответственности СМИ, выполняющих функции иностранного агента, а также уточнение правового регулирования деятельности НКО, общественных объединений, действующих без регистрации юридического лица, и граждан, которые участвуют в интересах иностранных источников в политической деятельности, осуществляемой на территории Российской Федерации.
В этих вопросах российское законодательство и правоприменительная практика должны строиться с учетом опыта других стран. В Общественной палате состоялась серия общественных слушаний, в рамках которых в том числе проведен анализ зарубежного опыта регулирования деятельности иностранных агентов, рассмотрены актуальные тенденции его применения. Наиболее ярким примером является действующий в США закон о регистрации иностранных агентов (FARA), модернизация законодательства в этой сфере проведена в Австралии, Индии, Израиле, Франции. При этом законодательство целого ряда «демократических стран» отличается крайней жесткостью требований, предъявляемых к иностранным агентам, суровостью наказания в случае неисполнения этих требований. Общественная палата обращает внимание на нецелесообразность заимствования негативного зарубежного опыта. В то же время применяемые за рубежом общие подходы и правовые инструменты могли бы использоваться при условии их доработки и внедрения с учетом специфики развития российского общества.
В связи с этим актуальными представляются меры, предусмотренные в проекте федерального закона № 1057914−7 «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части установления дополнительных мер противодействия угрозам национальной безопасности»90, предполагающие введение по аналогии с правовым регулированием деятельности НКО, выполняющих функции иностранного агента, уведомительного порядка учета общественных объединений, функционирующих на территории Российской Федерации без государственной регистрации и получающих иностранное финансирование в целях участия в политической деятельности. Будет создан реестр незарегистрированных общественных объединений, выполняющих функции иностранного агента. Материалы, производимые и распространяемые НКО и незарегистрированными общественными объединениями, должны будут сопровождаться соответствующей маркировкой.
Аналогичный механизм учета предлагается ввести в отношении физических лиц, которые в интересах иностранного источника участвуют в политической деятельности на территории Российской Федерации и (или) осуществляют целенаправленный сбор отдельных категорий значимых сведений в области военной, военно-технической деятельности государства. Такие лица не смогут занимать должности на государственной и муниципальной службе, а также быть допущенными к государственной тайне.
Вместе с тем Общественная палата отмечает важность обеспечения четкости и определенности правового регулирования, недопустимости неоднозначного и произвольного толкования и применения вводимых мер. Целесообразно обеспечить постоянный мониторинг правоприменения в целях выявления и недопущения необоснованных решений уполномоченных органов власти, в том числе их территориальных органов.
Особенно важно это обеспечить при формулировании понятия «политическая деятельность». Представителями социально ориентированных НКО и благотворительных фондов высказывались опасения, связанные с возможным «широким» толкованием на практике этого понятия, которое может повлечь признание добросовестных граждан, не вовлеченных в политическую деятельность, выполняющими функции иностранного агента. Для предотвращения этого предлагается предусмотреть положение, исключающее причисление деятельности в области науки, культуры, искусства, в иных социально значимых направлениях (например, активность в сфере охраны здоровья, социальной защиты и социального обслуживания граждан, физической культуры и спорта, благотворительной деятельности и др.) к политической.
Ученый, в том числе как представитель образовательной или научной организации, может быть приглашен на зарубежный симпозиум, для участия в международном проекте, имеющем иностранное финансирование, получить исследовательский грант. Препятствия для работы в этой сфере недопустимы. С учетом важности вопросов развития международного сотрудничества в научной и образовательной сферах в Общественной палате также рассмотрен проект федерального закона № 1057895−791 «О внесении изменений в федеральный закон „Об образовании в Российской Федерации“» (в части введения просветительской деятельности). Законопроект определяет понятие просветительской деятельности и направлен на то, чтобы поставить заслон на пути использования системы образования для разжигания социальной, расовой, национальной или религиозной розни; для агитации, пропагандирующей исключительность, превосходство либо неполноценность граждан по признаку социальной, расовой, национальной, религиозной или языковой принадлежности, их отношения к религии, в том числе посредством сообщения недостоверных сведений об исторических, национальных, религиозных и культурных традициях народов; для побуждения к действиям, противоречащим Конституции Российской Федерации. В связи с этим следует отметить, что законопроект основывается на требованиях Конституции и направлен на защиту основополагающих конституционных конструкций российской государственности: гражданского согласия, традиционных семейных ценностей, уважения к подвигам наших предков.
Несмотря на то что регулирование просветительской деятельности в законопроекте предполагается в контексте функционирования системы образования, рядом экспертов высказывались опасения по поводу неясности механизма применения законопроекта и высказывалось предложение разработать отдельный проект федерального закона, в котором можно комплексно урегулировать вопросы, связанные с осуществлением просветительской деятельности. В контексте обсуждения упомянутого законопроекта Общественная палата отмечает, что административные механизмы по регулированию просветительской деятельности, определение которых планируется отнести к компетенции Правительства Российской Федерации, безусловно, должны быть организованы комфортно для образовательных организаций, участников просветительской деятельности, чтобы новый закон не создавал барьеров для международной кооперации и сотрудничества. Общественная палата будет участвовать в обеспечении этого как институт общественного контроля.
Аналогичная логика справедлива и по отношению к другим социально значимым сферам, где традиционно эффективно работают социально ориентированные НКО, благотворительные фонды. В частности, необходимо сохранять условия для развития международного сотрудничества и по таким направлениям, как культура и искусство. Наше искусство пользуется популярностью за рубежом. Например, гастроли наших ведущих театральных и музыкальных коллективов, экспозиции крупнейших музеев с успехом проходят во многих странах. В рамках таких проектов нашим организациям культуры оказывается в том или ином виде помощь, содействие. Как правило, в рамках таких фестивалей на их открытии выступают зарубежные политические деятели, руководители регионов, мэры. Тем не менее очевидно, что это не политическая, а международная культурная деятельность.
Сегодня кооперация и совместные исследования в сфере медицины сложно представить без международного сотрудничества, важность которого проявила пандемия. Характерный пример — Всемирная организация здравоохранения, другие программы аналогичного уровня, которые играют все более важную роль в решении глобальных вопросов, связанных со здравоохранением.
В период пандемии наше гражданское общество, бизнес и государство продемонстрировали эффективное взаимодействие, в том числе и в сфере социальной поддержки граждан. Безусловно, опыт, полученный в этом году, должен быть использован для дальнейшего развития лучших практик по социальной поддержке населения, здесь важно не допустить создания дополнительных барьеров. Ограничения не должны затронуть и сферу спорта и физической культуры. Большинство видов спорта интегрированы в международные федерации и другие аналогичные структуры, что подразумевает постоянное взаимодействие, как организационное, так и финансовое.
С учетом позиции Конституционного Суда Российской Федерации, указывающей на то, что статус иностранного агента не должен означать дискриминации в тех или иных правах92, Общественная палата предлагает исключить предлагаемое в законопроекте лишение НКО, выполняющих функции иностранного агента, права выдвижения кандидатур в общественные советы при федеральных органах исполнительной власти, исходя из того, что общественный контроль в России урегулирован отдельным законом и отделен от политической системы (в частности, не допускается участие политических партий в выдвижении кандидатов в состав органов общественного контроля).
Еще одно направление, по которому возникла за последнее время необходимость переосмыслить сложившиеся угрозы и опыт противодействия им, — это сфера обеспечения информационного суверенитета.
Интернет стал за последние годы универсальным пространством коммуникации и жизнедеятельности, едва ли не основной средой социализации для молодежи. Сейчас аудитория Рунета составляет 96,7 миллиона пользователей — это 79 процентов населения страны, а мобильный телефон стал главным источником интернет-трафика для россиян93. 90 процентов интернет-пользователей России посещают сеть Интернет каждый день. Поменялся способ потребления информации — все больше людей ориентируются на новости из сети Интернет. Это открывает возможности и одновременно создает риски — помимо достоверной информации в сети распространяются фейки и деструктивный контент. Россия, как и другие страны мира, ведет активную борьбу за «чистоту» Интернета, освобождение его от противоправной информации и за защиту своего информационного суверенитета.
В условиях пандемии новой коронавирусной инфекции ложные сообщения, которые распространяются в социальных сетях, могут повлечь конкретную опасность жизни и здоровью людей, не говоря уже о создании поля для деятельности мошенников. В 2020 году многочисленные фейки о коронавирусе и едином дне голосования демонстрируют, что на данный момент недобросовестные распространители информации несут минимальную ответственность за введение в заблуждение пользователей Сети, ощущение безнаказанности влечет увеличение недостоверного контента. Продуктивно будет и внедрение специальных программ, способных к распознаванию фейков и их распространителей. В целях противодействия различного рода провокациям и фейкам также предлагается внести изменения в учебный предмет в рамках общеобразовательной школьной программы «Основы безопасности жизнедеятельности», предусмотрев 1 час на изучение медиаграмотности. Звучат предложения и о необходимости деанонимизации сферы социальных медиа с продолжением курса на повышение юридической ответственности за создание и распространение фейков.
В этом контексте очень важно и другое направление — противостояние усилившейся в последнее время цензуре зарубежных IT-платформ в отношении российских граждан и СМИ. Вопиющим примером подобной цензуры является блокировка видеохостингом YouTube, принадлежащим компании Google, фильма Александра Рогаткина «Беслан». Политика в отношении российского сегмента западным IT-гигантом ведется в соответствии с двойными стандартами. Так, Общественная палата совместно с Роскомнадзором провела мониторинг YouTube, где было выявлено более трех тысяч роликов экстремистского содержания, находящихся в свободном доступе. Какие-либо маркировки и ограничения на них отсутствуют. Более того, YouTube игнорирует обращения Роскомнадзора и не удаляет этот контент. При этом с платформы было удалено более 200 аккаунтов российских СМИ, журналистов и общественных деятелей без объяснения причин94. Западные IT-компании нарушают не только права граждан Российской Федерации, но и российские законы о СМИ, о недопустимости цензуры. В связи с этим возбуждение Роскомнадзором административного производства в отношении компании Google LLC95 является примером защиты информационного суверенитета. Общественная палата поддерживает предложенные в проекте федерального закона № 1058572−7 «О внесении изменений в Федеральный закон „Об информации, информационных технологиях и о защите информации“ и Федеральный закон „О мерах воздействия на лиц, причастных к нарушениям основополагающих прав и свобод человека, прав и свобод граждан Российской Федерации“»96 меры, направленные на обеспечение гарантий прав граждан на свободный поиск, доступ и распространение информации, и введение статуса владельца информационного ресурса, причастного к нарушениям основополагающих прав и свобод человека, прав и свобод граждан Российской Федерации, а также требования к ним об устранении допущенных ими нарушений.
© Pavel Suhov/shutterstock.com
При дальнейшей настройке государственного регулирования в сфере правоотношений с зарубежными интернет-платформами следует уточнить и конкретизировать критерии оценки нарушений, порядок административных процедур в отношении владельца информационного ресурса. При этом крайне важно, чтобы требования к владельцам информационных ресурсов не носили избыточный характер, важно сохранить и обеспечить возможности для реализации основополагающих информационных прав граждан Российской Федерации.
Для защиты суверенитета в информационной сфере в первую очередь необходимо развивать российские онлайн-ресурсы и сервисы, упрощать возможность получения полезной информации для жителей России. Доступ граждан к социально значимым ресурсам должен быть по возможности бесплатным. Общественная палата поддерживает идею о предоставлении бесплатного доступа к социально значимым интернет-ресурсам, не содержащим рекламу, для граждан России, зарегистрированных на портале государственных и муниципальных услуг, даже при нулевом балансе97. Информационная безопасность в условиях современного общества является одним из самых важных компонентов системы национальной безопасности в целом. Общественная палата Российской Федерации последовательно выступает за то, чтобы граждане России имели доступ к проверенным данным, а контент российских СМИ не подвергался цензуре со стороны иностранных компаний.