Гражданское общество и защита суверенитета

Гражданское общество и защита суверенитета

Гражданское общество и защита суверенитета

Последние тенденции использования «мягкой силы» и сетевой пропаганды в условиях геополитической конкуренции, а также анализ международного опыта по ограничению иностранного влияния на некоммерческий сектор как сферу формирования общественного мнения и механизм артикуляции общественно значимой повестки вновь сделали актуальным вопрос об уточнении правовых механизмов регулирования деятельности организаций, выполняющих на территории России функции иностранных агентов.

В целом назрела необходимость совершенствования законодательства в целях обеспечения доступности для общества информации об иностранном финансировании некоммерческих организаций, общественных объединений и ассоциированных с ними лиц, занимающихся политической деятельностью. Это особенно важно в целях недопущения иностранного вмешательства в выборы и избирательные кампании по их подготовке.

Защита суверенитета в этом контексте предполагает повышение ответственности СМИ, выполняющих функции иностранного агента, а также уточнение правового регулирования деятельности НКО, общественных объединений, действующих без регистрации юридического лица, и граждан, которые участвуют в интересах иностранных источников в политической деятельности, осуществляемой на территории Российской Федерации.

В этих вопросах российское законодательство и правоприменительная практика должны строиться с учетом опыта других стран. В Общественной палате состоялась серия общественных слушаний, в рамках которых в том числе проведен анализ зарубежного опыта регулирования деятельности иностранных агентов, рассмотрены актуальные тенденции его применения. Наиболее ярким примером является действующий в США закон о регистрации иностранных агентов (FARA), модернизация законодательства в этой сфере проведена в Австралии, Индии, Израиле, Франции. При этом законодательство целого ряда «демократических стран» отличается крайней жесткостью требований, предъявляемых к иностранным агентам, суровостью наказания в случае неисполнения этих требований. Общественная палата обращает внимание на нецелесообразность заимствования негативного зарубежного опыта. В то же время применяемые за рубежом общие подходы и правовые инструменты могли бы использоваться при условии их доработки и внедрения с учетом специфики развития российского общества.

В связи с этим актуальными представляются меры, предусмотренные в проекте федерального закона № 1057914−7 «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части установления дополнительных мер противодействия угрозам национальной безопасности»90, предполагающие введение по аналогии с правовым регулированием деятельности НКО, выполняющих функции иностранного агента, уведомительного порядка учета общественных объединений, функционирующих на территории Российской Федерации без государственной регистрации и получающих иностранное финансирование в целях участия в политической деятельности. Будет создан реестр незарегистрированных общественных объединений, выполняющих функции иностранного агента. Материалы, производимые и распространяемые НКО и незарегистрированными общественными объединениями, должны будут сопровождаться соответствующей маркировкой.

Аналогичный механизм учета предлагается ввести в отношении физических лиц, которые в интересах иностранного источника участвуют в политической деятельности на территории Российской Федерации и (или) осуществляют целенаправленный сбор отдельных категорий значимых сведений в области военной, военно-технической деятельности государства. Такие лица не смогут занимать должности на государственной и муниципальной службе, а также быть допущенными к государственной тайне.

Вместе с тем Общественная палата отмечает важность обеспечения четкости и определенности правового регулирования, недопустимости неоднозначного и произвольного толкования и применения вводимых мер. Целесообразно обеспечить постоянный мониторинг правоприменения в целях выявления и недопущения необоснованных решений уполномоченных органов власти, в том числе их территориальных органов.

Особенно важно это обеспечить при формулировании понятия «политическая деятельность». Представителями социально ориентированных НКО и благотворительных фондов высказывались опасения, связанные с возможным «широким» толкованием на практике этого понятия, которое может повлечь признание добросовестных граждан, не вовлеченных в политическую деятельность, выполняющими функции иностранного агента. Для предотвращения этого предлагается предусмотреть положение, исключающее причисление деятельности в области науки, культуры, искусства, в иных социально значимых направлениях (например, активность в сфере охраны здоровья, социальной защиты и социального обслуживания граждан, физической культуры и спорта, благотворительной деятельности и др.) к политической.

Ученый, в том числе как представитель образовательной или научной организации, может быть приглашен на зарубежный симпозиум, для участия в международном проекте, имеющем иностранное финансирование, получить исследовательский грант. Препятствия для работы в этой сфере недопустимы. С учетом важности вопросов развития международного сотрудничества в научной и образовательной сферах в Общественной палате также рассмотрен проект федерального закона № 1057895−791 «О внесении изменений в федеральный закон „Об образовании в Российской Федерации“» (в части введения просветительской деятельности). Законопроект определяет понятие просветительской деятельности и направлен на то, чтобы поставить заслон на пути использования системы образования для разжигания социальной, расовой, национальной или религиозной розни; для агитации, пропагандирующей исключительность, превосходство либо неполноценность граждан по признаку социальной, расовой, национальной, религиозной или языковой принадлежности, их отношения к религии, в том числе посредством сообщения недостоверных сведений об исторических, национальных, религиозных и культурных традициях народов; для побуждения к действиям, противоречащим Конституции Российской Федерации. В связи с этим следует отметить, что законопроект основывается на требованиях Конституции и направлен на защиту основополагающих конституционных конструкций российской государственности: гражданского согласия, традиционных семейных ценностей, уважения к подвигам наших предков.

Несмотря на то что регулирование просветительской деятельности в законопроекте предполагается в контексте функционирования системы образования, рядом экспертов высказывались опасения по поводу неясности механизма применения законопроекта и высказывалось предложение разработать отдельный проект федерального закона, в котором можно комплексно урегулировать вопросы, связанные с осуществлением просветительской деятельности. В контексте обсуждения упомянутого законопроекта Общественная палата отмечает, что административные механизмы по регулированию просветительской деятельности, определение которых планируется отнести к компетенции Правительства Российской Федерации, безусловно, должны быть организованы комфортно для образовательных организаций, участников просветительской деятельности, чтобы новый закон не создавал барьеров для международной кооперации и сотрудничества. Общественная палата будет участвовать в обеспечении этого как институт общественного контроля.

Аналогичная логика справедлива и по отношению к другим социально значимым сферам, где традиционно эффективно работают социально ориентированные НКО, благотворительные фонды. В частности, необходимо сохранять условия для развития международного сотрудничества и по таким направлениям, как культура и искусство. Наше искусство пользуется популярностью за рубежом. Например, гастроли наших ведущих театральных и музыкальных коллективов, экспозиции крупнейших музеев с успехом проходят во многих странах. В рамках таких проектов нашим организациям культуры оказывается в том или ином виде помощь, содействие. Как правило, в рамках таких фестивалей на их открытии выступают зарубежные политические деятели, руководители регионов, мэры. Тем не менее очевидно, что это не политическая, а международная культурная деятельность.

Сегодня кооперация и совместные исследования в сфере медицины сложно представить без международного сотрудничества, важность которого проявила пандемия. Характерный пример — Всемирная организация здравоохранения, другие программы аналогичного уровня, которые играют все более важную роль в решении глобальных вопросов, связанных со здравоохранением.

В период пандемии наше гражданское общество, бизнес и государство продемонстрировали эффективное взаимодействие, в том числе и в сфере социальной поддержки граждан. Безусловно, опыт, полученный в этом году, должен быть использован для дальнейшего развития лучших практик по социальной поддержке населения, здесь важно не допустить создания дополнительных барьеров. Ограничения не должны затронуть и сферу спорта и физической культуры. Большинство видов спорта интегрированы в международные федерации и другие аналогичные структуры, что подразумевает постоянное взаимодействие, как организационное, так и финансовое.

С учетом позиции Конституционного Суда Российской Федерации, указывающей на то, что статус иностранного агента не должен означать дискриминации в тех или иных правах92, Общественная палата предлагает исключить предлагаемое в законопроекте лишение НКО, выполняющих функции иностранного агента, права выдвижения кандидатур в общественные советы при федеральных органах исполнительной власти, исходя из того, что общественный контроль в России урегулирован отдельным законом и отделен от политической системы (в частности, не допускается участие политических партий в выдвижении кандидатов в состав органов общественного контроля).

Еще одно направление, по которому возникла за последнее время необходимость переосмыслить сложившиеся угрозы и опыт противодействия им, — это сфера обеспечения информационного суверенитета.

Интернет стал за последние годы универсальным пространством коммуникации и жизнедеятельности, едва ли не основной средой социализации для молодежи. Сейчас аудитория Рунета составляет 96,7 миллиона пользователей — это 79 процентов населения страны, а мобильный телефон стал главным источником интернет-трафика для россиян93. 90 процентов интернет-пользователей России посещают сеть Интернет каждый день. Поменялся способ потребления информации — все больше людей ориентируются на новости из сети Интернет. Это открывает возможности и одновременно создает риски — помимо достоверной информации в сети распространяются фейки и деструктивный контент. Россия, как и другие страны мира, ведет активную борьбу за «чистоту» Интернета, освобождение его от противоправной информации и за защиту своего информационного суверенитета.

В условиях пандемии новой коронавирусной инфекции ложные сообщения, которые распространяются в социальных сетях, могут повлечь конкретную опасность жизни и здоровью людей, не говоря уже о создании поля для деятельности мошенников. В 2020 году многочисленные фейки о коронавирусе и едином дне голосования демонстрируют, что на данный момент недобросовестные распространители информации несут минимальную ответственность за введение в заблуждение пользователей Сети, ощущение безнаказанности влечет увеличение недостоверного контента. Продуктивно будет и внедрение специальных программ, способных к распознаванию фейков и их распространителей. В целях противодействия различного рода провокациям и фейкам также предлагается внести изменения в учебный предмет в рамках общеобразовательной школьной программы «Основы безопасности жизнедеятельности», предусмотрев 1 час на изучение медиаграмотности. Звучат предложения и о необходимости деанонимизации сферы социальных медиа с продолжением курса на повышение юридической ответственности за создание и распространение фейков.

В этом контексте очень важно и другое направление — противостояние усилившейся в последнее время цензуре зарубежных IT-платформ в отношении российских граждан и СМИ. Вопиющим примером подобной цензуры является блокировка видеохостингом YouTube, принадлежащим компании Google, фильма Александра Рогаткина «Беслан». Политика в отношении российского сегмента западным IT-гигантом ведется в соответствии с двойными стандартами. Так, Общественная палата совместно с Роскомнадзором провела мониторинг YouTube, где было выявлено более трех тысяч роликов экстремистского содержания, находящихся в свободном доступе. Какие-либо маркировки и ограничения на них отсутствуют. Более того, YouTube игнорирует обращения Роскомнадзора и не удаляет этот контент. При этом с платформы было удалено более 200 аккаунтов российских СМИ, журналистов и общественных деятелей без объяснения причин94. Западные IT-компании нарушают не только права граждан Российской Федерации, но и российские законы о СМИ, о недопустимости цензуры. В связи с этим возбуждение Роскомнадзором административного производства в отношении компании Google LLC95 является примером защиты информационного суверенитета. Общественная палата поддерживает предложенные в проекте федерального закона № 1058572−7 «О внесении изменений в Федеральный закон „Об информации, информационных технологиях и о защите информации“ и Федеральный закон „О мерах воздействия на лиц, причастных к нарушениям основополагающих прав и свобод человека, прав и свобод граждан Российской Федерации“»96 меры, направленные на обеспечение гарантий прав граждан на свободный поиск, доступ и распространение информации, и введение статуса владельца информационного ресурса, причастного к нарушениям основополагающих прав и свобод человека, прав и свобод граждан Российской Федерации, а также требования к ним об устранении допущенных ими нарушений.

photo

© Pavel Suhov/shutterstock.com

svg svg

При дальнейшей настройке государственного регулирования в сфере правоотношений с зарубежными интернет-платформами следует уточнить и конкретизировать критерии оценки нарушений, порядок административных процедур в отношении владельца информационного ресурса. При этом крайне важно, чтобы требования к владельцам информационных ресурсов не носили избыточный характер, важно сохранить и обеспечить возможности для реализации основополагающих информационных прав граждан Российской Федерации.

Для защиты суверенитета в информационной сфере в первую очередь необходимо развивать российские онлайн-ресурсы и сервисы, упрощать возможность получения полезной информации для жителей России. Доступ граждан к социально значимым ресурсам должен быть по возможности бесплатным. Общественная палата поддерживает идею о предоставлении бесплатного доступа к социально значимым интернет-ресурсам, не содержащим рекламу, для граждан России, зарегистрированных на портале государственных и муниципальных услуг, даже при нулевом балансе97. Информационная безопасность в условиях современного общества является одним из самых важных компонентов системы национальной безопасности в целом. Общественная палата Российской Федерации последовательно выступает за то, чтобы граждане России имели доступ к проверенным данным, а контент российских СМИ не подвергался цензуре со стороны иностранных компаний.

Ежегодно в Общественную палату поступает в среднем 15-17 тысяч обращений, за период работы 6-го состава Общественной палаты, с июня 2017 г. по июнь 2020 г. были рассмотрены 52 395 обращений.
«Мы долго бились за меры поддержки НКО, и они появились и уже сработали» — Елена Тополева-Солдунова Открыть
«Необходимо комплексно проработать законодательство об опеке» — Лидия Михеева: Открыть
Законопроект №879343-6 «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в целях повышения гарантий реализации прав и свобод недееспособных и не полностью дееспособных граждан»
Росприроднадзор оценил ущерб экологии от разлива топлива в Норильске в 148 млрд рублей // ТАСС, 06.07.2020: Открыть
Рекомендации Общественной палаты РФ по итогам общественных слушаний на тему: «Авария в Норильске: экологический ущерб и программы по восстановлению». Открыть
Шихан Куштау: общественники и эксперты — за придание ему статуса природного памятника федерального значения // Сайт Общественной палаты Российской Федерации, 03.09.2020: Открыть
Законопроект №974393-7 «О внесении изменений в Федеральный закон «Об особо охраняемых природных территориях» и отдельные законодательные акты Российской Федерации» Открыть
Заключение Общественной палаты Российской Федерации по результатам общественной экспертизы проекта федерального закона №974393-7 «О внесении изменений в Федеральный закон «Об особо охраняемых природных территориях» и отдельные законодательные акты Российской Федерации» // Открыть
В РАН назвали причину загрязнения воды на Камчатке // РБК, 23.10.2020: Открыть
Послание Президента Федеральному Собранию // Сайт Президента России, 15.01.2020: Открыть
Конституционные поправки: рейтинг предпочтений россиян. Результаты опроса ВЦИОМ Открыть
Образована рабочая группа по подготовке предложений о внесении поправок в Конституцию // Сайт Президента России, 15.01.2020:Открыть
Рабочая группа по подготовке поправок в Конституцию провела заседание в Общественной палате РФ // Сайт Общественной палаты Российской Федерации, 23.01.2020: Открыть
«Очень важно, что в обсуждении поправок в Конституцию участвует все население России» // Сайт Общественной палаты Российской Федерации, 10.03.2020: Открыть
Закон Российской Федерации о поправке к Конституции Российской Федерации от 14 марта 2020 года №1-ФКЗ «О совершенствовании регулирования отдельных вопросов организации и функционирования публичной власти». Открыть
Заключение ОП РФ по результатам общественной экспертизы проекта федерального закона №974290-7 «О внесении изменения в статью 13 Закона Российской Федерации «О реабилитации жертв политических репрессий»: https://www.oprf.ru/files/1_2020dok/zakl_izmenniya_st_13_974290-7__21092020.pdf; Заключение Общественной палаты Российской Федерации по результатам общественной экспертизы проекта федерального закона №988493-7 «О внесении изменения в статью 13 Закона Российской Федерации «О реабилитации жертв политических репрессий»: Открыть
Итоговый форум «Сообщество»: корректировка нацпроектов, ответ на вызовы пандемии, поддержка НКО Открыть
Проект федерального закона №960545-7 «О внесении изменений в Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» по вопросам воспитания обучающихся» Открыть
Федеральный закон от 31 июля 2020 года №304-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» по вопросам воспитания обучающихся»: Открыть
Проект федерального закона №986679-7 «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» Открыть
Заключение Общественной палаты Российской Федерации по результатам общественной экспертизы проекта федерального закона No 986679-7 «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации»: Открыть
Деятельность общественных институтов. Сайт ВЦИОМ, август 2020 г. Открыть
Проект федерального закона №993419-7 «О молодежной политике в Российской Федерации» Открыть, №993434-7 «О внесении изменения в статью 4 Федерального закона «О государственной поддержке молодежных и детских общественных объединений» и признании утратившим силу Постановления Верховного Совета Российской Федерации «Об основных направлениях государственной молодежной политики в Российской Федерации» в связи с принятием Федерального закона «О молодежной политике в Российской Федерации» Открыть
Заключение Общественной палаты Российской Федерации по результатам общественной экспертизы проектов федеральных законов No 993419-7 «О молодежной политике в Российской Федерации» и No 993434-7 «О внесении изменения в статью 4 Федерального закона «О государственной поддержке молодежных и детских общественных объединений» и признании утратившим силу Постановления Верховного Совета Российской Федерации «Об Основных направлениях государственной молодежной политики в Российской Федерации» в связи с принятием Федерального закона «О молодежной политике в Российской Федерации»:Открыть
Проект федерального закона «О внесении изменений в Федеральный закон «О государственном языке Российской Федерации» в части совершенствования механизмов обеспечения статуса русского языка как государственного языка Российской Федерации»: Открыть
Заключение Общественной палаты Российской Федерации по результатам общественной экспертизы проекта федерального закона «О внесении изменений в Федеральный закон «О государственном языке Российской Федерации» в части совершенствования механизмов обеспечения статуса русского языка как государственного языка Российской Федерации» // Открыть
Доклад «Демография 2024. Как обеспечить устойчивый естественный прирост численности населения в РФ»Открыть
Заключение Общественной палаты Российской Федерации по результатам общественной экспертизы проекта федерального закона № 1027743-7 «О федеральном бюджете на 2021 год и на плановый период 2022 и 2023 годов» // Сайт Общественной палаты Российской Федерации: Открыть
В Москве наградили участников, организаторов и партнеров Общероссийской акции взаимопомощи #МыВместе. Открыть; В режиме видеоконференции Владимир Путин провёл встречу с участниками общероссийской акции взаимопомощи «Мы вместе» Открыть
Общество и пандемия: опыт и уроки борьбы с COVID-19 в России.— Москва: 2020. ISBN 978-5-85006-256-9, С. 584.
Из материалов ОП Пензенской области, ОП Оренбургской области
Из материалов Самарской области Открыть
Перечень поручений по итогам встречи 25.06.2020 г. с членами Общественной палаты (Пр-1395) от 1 сентября 2020 года Открыть
Общество и пандемия: опыт и уроки борьбы с COVID-19 в России. — Москва: 2020, стр. 9
Из материалов Общественной палаты Оренбургской области.
Концепция открытости федеральных органов исполнительной власти, утв. распоряжением Правительства Российской Федерации от 30 января 2014 г. N 93-р
Наконтроле2020.рф
Наконтроле2020.рф
утверждена Распоряжением Правительства Российской Федерации от 27 декабря 2018 г. n 2950-р
Рекомендации Общественной палаты Российской Федерации по тогам круглого стола на тему «Что может сделать гражданское общество для сдерживания “второй волны” пандемии COVID-19?» // Открыть
Постановление Правительства РФ от 02.04.2020 №409 «О мерах по обеспечению устойчивого развития экономики»
Минэкономразвития и ФНС начали выдачу субсидий пострадавшему бизнесу и СОНКО на профилактику коронавирусной инфекции// Сайт Минэкономразвития РФ, 15.07.2020: Открыть
Социальное предпринимательство в новых сложных экономических условиях: Открыть
ФЗ от 23.11.2020 г. N 372-ФЗ «О внесении изменений в ч.2 НК РФ в части налогообложения доходов физических лиц, превышающих 5 млн.руб. за налоговый период» Открыть
Лучшие практики социально ответственного бизнеса в условиях воздействия COVID-19 Открыть
Поручения Президента Российской Федерации: от 11 апреля 2020 года № Пр-675, от 9 мая 2020 года № Пр-791, от 15 мая 2020 года № Пр-818, от 1 сентября 2020 года № Пр-1395; Федеральный закон от 08.06.2020 №166-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в целях принятия неотложных мер, направленных на обеспечение устойчивого развития экономики и предотвращение последствий распространения новой коронавирусной инфекции», Федеральный закон от 08.06.2020 №172-ФЗ «О внесении изменений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации»; Постановление Правительства Российской Федерации от 11 июня 2020 года №847 «О реестре некоммерческих организаций, в наибольшей степени пострадавших в условиях ухудшения ситуации в результате распространения новой коронавирусной инфекции»
См. Постановление Правительства Российской Федерации от 16.05.2020 г. №696 «Об утверждении Правил предоставления субсидий из федерального бюджета российским кредитным организациям на возмещение недополученных ими доходов по кредитам, выданным в 2020 году юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям на возобновление деятельности» // Открыть; Постановление Правительства Российской Федерации от 02.07.2020 г. №976 «Об утверждении Правил предоставления в 2020 году из федерального бюджета субсидий субъектам малого и среднего предпринимательства и социально ориентированным некоммерческим организациям на проведение мероприятий по профилактике новой коронавирусной инфекции» // Открыть
27 тыс организаций в первом реестре и 12 тыс организаций — во втором: Минэкономразвития России сформирован реестр СОНКО-получателей поддержки // Сайт Минэкономразвития России, 05.06.2020: Открыть; Обновлён второй реестр НКО, которым будут предоставлены дополнительные меры поддержки // Сайт Минэкономразвития России, 30.06.2020: Открыть
в Поручении Президента от 1 сентября 2020 года № Пр-1395
Реестр НКО: ускорить развитие третьего сектора, сделать его прозрачным (сайт oprf.ru, 11/08/2020). Открыть
В рамках исполнения перечня поручений Президента Российской Федерации Пр-1395 от 01.09.2020 (пункт 1, подпункт «б»)
ОП РФ предлагает доработать подход к формированию единого реестра социально ориентированных НКО // Сайт Общественной палаты Российской Федерации, 5.10.2020: Открыть
На 6 октября. В соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 16.05.2020 г. №696
В соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 02.07.2020 г. №976
В ОП РФ поддержали идею Минздрава России по созданию Фонда для целевого финансирования медицинской помощи детямОткрыть
В соответствии со статьей 2 Федерального закона от 08.06.2020 №172-ФЗ «О внесении изменений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации»
В соответствии со статьей 2 Федерального закона от 08.06.2020 №172-ФЗ «О внесении изменений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации»
В соответствии с подпунктом 1 пункта 1 статьи 219 Налогового кодекса Российской Федерации
Официальный сайт фонда президентских грантов Открыть
ОП РФ призывает ввести дополнительные меры поддержки НКО. Открыть
Региональный рейтинг третьего сектора представили на итоговом форуме «Сообщество». Открыть
Пункты 1, 2 раздела 3 «Рост реальных доходов граждан, восстановление эффективной занятости и платежеспособного спроса»; пп. 5 раздела 8 «Секторальные меры поддержки: восстановление и развитие отдельных отраслей»; пп. 21 и 42 , 8, 9, 10 раздела 4 «Поддержка и развитие индивидуального, малого и среднего предпринимательства» Общенационального плана действий, обеспечивающих восстановление занятости и доходов населения, рост экономики и долгосрочные структурные изменения в экономике (одобрен на заседании Правительства РФ 23 сентября 2020 года (протокол №36, раздел VII) №П13-60855 от 2 октября 2020 года) // Гарант.ру: Открыть
Правительство одобрило общенациональный план действий, обеспечивающих восстановление занятости и доходов населения, рост экономики и долгосрочные структурные изменения в ней // Российская газета, 03.10.2020: Открыть
«Живой документ, который будет обогащаться новыми идеями и инициативами». Открыть
Национальные цели и «национальные проекты». Сайт ВЦИОМ, 22 октября 2020. Открыть
Эксперты: Россия может стать уникальной страной в плане создания сильнейшей генетической службы // Сайт Общественной палаты Российской Федерации, 02.11.2020: // Открыть
«Финансирование нацпроекта «Демография» увеличено на 691 млрд рублей». Российская газета, 30.11.2020. Открыть
Рабочая встреча с губернатором Нижегородской области Глебом Никитиным 26 ноября 2020 года, г. Саров.Открыть
Заседание Совета по стратегическому развитию и национальным проектам Открыть
Стенограмма встречи Президента Российской Федерации В.В. Путина с членами Общественной палаты 25.06.2020 г. Открыть
Решения Координационного Совета при ОП РФ по национальным проектам и народосбережению по методике определения индекса народосбережения от 9 сентября 2020 г. Открыть
Необходимо повысить связанность между всеми национальными проектами Открыть
Завершен сбор средств на создание Ржевского мемориала: Открыть
Год памяти и славы: не утратить связь поколений: Открыть
Всероссийская акция «Окна Победы»: Открыть
«Моё детство — война»: Открыть
Общественные слушания по помощи детям с редкими заболеваниями прошли в ОП РФ (28.10.2020, Открыть
«Письма Победы»: Открыть
Акция «Сад памяти»: Открыть
«Диктант Победы»:Открыть
Международный онлайн-форум «Волонтёры победы»: Открыть
Голикова: в России остается около 60,8 тыс. участников Великой Отечественной войны: Открыть
Мобильные бригады помощи ветеранам, инвалидам и участникам ВОВ:Открыть
Всероссийское общественное движение «Волонтёры Победы»: Открыть
Всероссийская перепись населения 2020: Открыть
«Проект “Эстафета поколений” ненавязчиво и эффективно проводит серьезную патриотическую работу»: Открыть
Заключение ОП РФ по результатам общественной экспертизы проекта федерального закона №960545-7: Открыть
«Мнение редких: горячая линия о проблемах лечения детей с орфанными заболеваниями (22.10.2020, Открыть
Проект федерального закона №1057914-7 «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части установления дополнительных мер противодействия угрозам национальной безопасности» // Система обеспечения законодательной деятельности: Открыть
Проект Федерального закона № 1057895-7 «О внесении изменений в Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» // Система обеспечения законодательной деятельности: Открыть
Постановление Конституционного Суда РФ от 08.04.2014 №10-П «По делу о проверке конституционности положений пункта 6 статьи 2 и пункта 7 статьи 32 Федерального закона “О некоммерческих организациях”, части 6 статьи 29 Федерального закона “Об общественных объединениях” и части 1 статьи 19.34 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в связи с жалобами Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации, фонда «Костромской центр поддержки общественных инициатив», граждан Л.Г. Кузьминой, С.М. Смиренского и В.П. Юкечева».
Рунет Сегодня: Главный аналитический доклад 2020: Открыть
Google вынуждает принимать радикальные меры: Открыть
Роскомнадзор возбудил дело против Google за неудаление запрещенной информации: Открыть
Проект федерального закона № 1058572-7 «О внесении изменений в Федеральный закон «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» и Федеральный закон «О мерах воздействия на лиц, причастных к нарушениям основополагающих прав и свобод человека, прав и свобод граждан Российской Федерации» // Система обеспечения законодательной деятельности: Открыть
Проект федерального закона «О внесении изменений в статью 54 Федерального закона «О связи» // Федеральный портал проектов нормативных правовых актов: https://regulation.gov.ru/p/101646; Проект федерального закона о бесплатном доступе к социально значимым сайтам внесут в Думу до конца года, ТАСС, 23.11.2020:: Открыть
Конституционные поправки: рейтинг предпочтений россиян. Результаты опроса ВЦИОМ: Открыть