Быть членом Общественной палаты России — это высокий и почетный статус, но, конечно, его нужно подтверждать, причем постоянно и делом. Вновь и вновь завоевывать и оправдывать доверие людей, на котором, собственно, и основан реальный авторитет власти в целом, Общественной палаты в частности, ее роль в жизни страны", — Президент Российской Федерации Владимир Путин.
Взаимоотношения общества и государства претерпели серьезные изменения, значительным стимулом для развития общественно-государственного диалога явились события 2020 года. Наблюдается переход к модели партнерства при решении наиболее социально чувствительных проблем, активное привлечение государством структур гражданского общества к выработке и согласованию государственных решений. Новые идеи, опыт, ресурсы, знания, взгляд со стороны приобретают ценность для государства, столкнувшегося с серьезными вызовами, связанными с пандемией коронавируса и ее социальноэкономическими последствиями.
Глубокое осознание ценности диалога с обществом прослеживается в действиях Президента Российской Федерации.
Новая парадигма взаимодействия власти с гражданским обществом задана встречами, которые регулярно проводит Президент России с общественностью, и обсуждаемыми на этих встречах вопросами и проблемами. В ходе таких встреч происходит обмен мнениями, формируются предложения, которые затем становятся поручениями Президента, воплощаются в принятые решения. Открытость Президента к диалогу задает соответствующую планку для всех уровней власти, способствуя формированию у них запроса на участие институтов гражданского общества на всех стадиях выработки и реализации решений.
На встрече Президента 22 января 2020 года с представителями общественности по вопросам социальной поддержки граждан в ходе поездки в город Усмань Липецкой области была подчеркнута необходимость активного включения общественных палат в проведение общественного контроля по наиболее значимым социальным вопросам, которые были поставлены в Послании Федеральному Собранию.
Президент в 2020 году неоднократно проводил встречи в онлайн-формате с участниками общероссийской акции «Мы вместе» со всей страны, на которых обсуждались вопросы содействия развитию волонтерской деятельности в условиях пандемии. Именно на одной из таких встреч 30 апреля 2020 года Президент подчеркнул востребованность и эффективность волонтерских инициатив и социально ориентированных некоммерческих организаций, пришедших в период пандемии на помощь гражданам, оказавшимся в уязвимом положении, государственным медицинским и социальным учреждениям, и поручил оказать государственную поддержку таким организациям.
Общественная палата стала тем институтом, который в прямом диалоге с главой государства формулирует и предлагает решения, направленные на повышение эффективности государственной политики.
25 июня 2020 года состоялась встреча членов
нового состава Общественной палаты с Президентом России
По итогам встречи Президент утвердил перечень из 17 поручений4 , по каждому из которых Общественная палата в 2020 году направила Президенту доклады с детально проработанными предложениями.
Помощь детям с орфанными заболеваниями
Примером нового качества общественно-государственного диалога можно считать выработку способов решения проблем по оказанию помощи детям, страдающим редкими (орфанными) заболеваниями. Системные, годами не решаемые вопросы с оказанием медицинской помощи, и в особенности с лекарственным обеспечением таких пациентов, обострились на фоне пандемии.
В рамках исполнения поручений Президента Российской Федерации по итогам встречи с членами Общественной палаты Российской Федерации 25 июня 2020 года Палатой подготовлены предложения, касающиеся разработки механизма целевого финансирования помощи детям с орфанными заболеваниями за счет средств, поступающих в бюджеты в связи с повышением ставки налога на доходы физических лиц для граждан, чьи доходы превышают 5 млн руб. в год5 .
Общественная палата инициировала и поддержала предложение о создании специализированного фонда6 , отметив, что фонд должен стать «точкой сборки» системы оказания помощи детям с орфанными заболеваниями. В рамках серии экспертных мероприятий и общественных обсуждений, к которым были привлечены эксперты-генетики, лечащие врачи, пациентские сообщества и благотворительные организации, Общественной палатой были подготовлены предложения по направлениям деятельности будущего фонда, перечню нозологий и принципам их отбора, органам управления и подходам к организации общественного контроля за деятельностью фонда. В ходе дискуссии на форуме «Сообщество» в Москве 2 ноября7 были выделены ключевые проблемы в сфере помощи детям с редкими (орфанными) заболеваниями, решение которых теперь будет зависеть, в том числе, от работы специализированного фонда: отсутствие надлежащей диагностики, отсутствие клинических рекомендаций и порядков оказания медпомощи даже по тем нозологиям, которые входят в федеральный и региональный реестры, несовершенство тарифной сетки по видам медпомощи для врачей, работающих с орфанными больными, некомпетентность врачей в регионах в лечении генетически обусловленных заболеваний, неравенство доступа к лекарственному обеспечению (дети с одинаковым диагнозом получают или не получают лекарства в зависимости от бюджетных возможностей и решений в регионе), отсутствие системы преемственности лечения и реабилитации при переходе из детского состояния во взрослое. Общественная палата особо подчеркивает, что система целевого финансирования медицинской помощи детям с редкими заболеваниями должна заработать с 1 января 2021 года8 .
© Пресс-служба Общественной палаты Российской Федерации
В октябре-ноябре 2020 года в Общественной палате работала горячая линия «Мнение редких», в рамках которой принимаются обращения по вопросам помощи детям с орфанными заболеваниями. Поступившая в ходе работы горячей линии информация будет использована в рамках общественного контроля за работой органов власти по исполнению поручения Президента Российской Федерации9 .
Распределенная опека: как помочь людям с ментальной инвалидностью?
Еще одной проблемой, обострившейся в связи с пандемией, является недостаточность системы оказания помощи людям с ментальными нарушениями, в особенности пациентам психоневрологических интернатов (ПНИ). Во избежание распространения коронавируса эти социальные учреждения были закрыты на полный карантин, а сотрудники были переведены на вахтовый метод работы. Большую помощь содержащимся в ПНИ людям оказали некоммерческие организации. Так, в рамках проекта «Эвакуация» представители негосударственного сектора забрали к себе домой на временное семейное устройство 5,5 тыс. проживающих в стационарах пациентов и смогли обеспечить им более комфортные условия проживания, безопасность во время самоизоляции10. Пандемия наглядно проявила существующие правовые и организационные пробелы в сфере защиты прав людей с ментальной инвалидностью.
С учетом сформировавшегося в обществе запроса на реформирование системы психоневрологических интернатов и системы опеки над лицами с ментальными нарушениями 3 ноября в рамках итогового форума Общественной палаты «Сообщество» прошла дискуссионная сессия, посвященная проблемам, связанным с пребыванием людей в ПНИ. Участники сошлись во мнении, что система психиатрической помощи и система органов опеки и попечительства нуждаются в реформировании для создания более комфортных и приближенных к обычной жизни условий для людей с ментальными особенностями11.
Профильными благотворительными и иными некоммерческими организациями, родительским сообществом поддерживается предлагаемое в законопроекте, который находится на рассмотрении в Государственной Думе с 2013 года, введение института «распределенной опеки»12, подразумевающего возможность принятия решений о судьбе подопечного не только сотрудниками ПНИ, но и несколькими физическими и юридическими лицами, в том числе представителями общественных объединений и НКО.
Законопроектом предлагается ввести институт «внешнего опекуна» для граждан, проживающих в ПНИ, помимо «опекуна-интерната». «Внешний» соопекун (близкие или друзья инвалида, волонтеры, негосударственные некоммерческие организации) должен, по замыслу разработчиков законопроекта, взять на себя исполнение опекунских функций по представительству подопечного, защите его прав и законных интересов. Кроме того предполагается, что новый закон облегчит доступ заинтересованных лиц к программам реабилитации, к информации о доступности технических средств реабилитации.
Однако назначение в качестве опекуна большого числа лиц оставляет открытым вопрос о том, кто будет нести ответственность и возмещать возможный вред, причиненный подопечным. Включение в перечень возможных опекунов НКО потребует обеспечить бесперебойное финансирование этих НКО, а также исключить возможности нарушений и злоупотреблений. Для решения этой задачи обсуждается возможность создания системы саморегулирования, страхования ответственности и создания специального страхового фонда. Также необходимо решать вопросы создания института общественного контроля, независимой службы защиты прав людей с ментальной инвалидностью, совершенствования законодательства об опеке и о психиатрической помощи.
Экология
Информационная открытость в вопросах экологии, как, впрочем, и в любых других, должна стать нормой во взаимоотношениях между государством, общественностью и бизнесом.
Сохранение экологии и бережное отношение к окружающей среде является безусловным приоритетом гражданского общества. Наряду с проблемами в системе обращения с ТКО, вопросами сохранения лесных и водных ресурсов события в Норильске, на Камчатке и в Башкортостане продемонстрировали роль ответственного диалога гражданского общества с органами власти в способствовании скорейшему разрешению экологических проблем.
Норильск
29 мая 2020 года в Норильске на территории ТЭЦ-3
в результате просадки бетонной площадки и разрушения резервуара разлилось около 20 тыс. т дизельного топлива. Нефтепродукты попали в грунт и водные объекты в районе Надеждинского
металлургического завода, что повлекло загрязнение и причинение вреда окружающей среде
на десятки миллиардов рублей13. 1 июня Президент
Российской Федерации
Учитывая высокий общественный резонанс вокруг чрезвычайной ситуации в Норильске, очень важно было наладить взаимодействие органов власти, общественных институтов и научно-экспертного сообщества для выработки и реализации оптимальных и эффективных способов ликвидации последствий аварии и компенсации причиненного ущерба. Предпринятые для ликвидации последствий аварии шаги и возможности дальнейшего восстановления экологии региона обсуждались на организованной в июле Общественной палатой в Норильске рабочей встрече с экспертами по вопросам ликвидации последствий аварии. 11 июля в Общественной палате были проведены общественные слушания, в которых приняли участие, в том числе, представители компании АО «Норильско-Таймырская энергетическая компания».
По итогам проведенных мероприятий сформированы рекомендации и предложения Общественной палаты14, в том числе отмечена важность поиска новых способов предупреждения и ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов, проведения широкого общественного обсуждения правил разработки планов предупреждения и ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов, совершенствования информирования населения о деятельности и взаимодействии штабов руководства операциями по ликвидации разливов нефти, совершенствования системы экологического мониторинга, принятия мер по проведению внутреннего и внешнего аудита АО «Норильско-Таймырская энергетическая компания», создания проектного офиса по реализации комплексной стратегии мероприятий по восстановлению биоразнообразия и ремедиации территории и окружающей природной среды, подвергшейся загрязнению. Реализация предложенных мер возможна только при участии, поддержке и контроле со стороны гражданского общества. В сложившейся ситуации необходимы проведение этнологической экспертизы, направленной на выявление влияния изменений исконной среды обитания малочисленных народов и социально-культурной ситуации, вызванных аварией, и на основе полученных данных — разработка и реализация мер, направленных на сохранение уклада жизни коренных малочисленных народов, проживающих в соответствующей местности.
Куштау
В 2020 году предсказуемо обострился длящийся уже более пяти лет конфликт вокруг гор — шиханов, уникальных природных объектов в Республике Башкортостан. Практически уже уничтожив промышленной разработкой один из четырех шиханов, Башкирская содовая компания планировала в 2020 году начать разработку шихана Куштау, но местные жители и экологи выступили категорически против. В середине августа в республике начались протесты. По данным опросов, 70% жителей Республики Башкортостан несогласны с промышленной разработкой шиханов15.
Острый социальный конфликт вокруг разработки Куштау был остановлен благодаря радикальному решению Главы Республики Башкортостан Р. Хабирова о запрете промышленного освоения территории шиханов и о создании там особо охраняемой природной территории (ООПТ) регионального значения.
Общественная палата поддержала присвоение шихану Куштау статуса ООПТ. Более того, Общественной палатой поддерживается инициатива по приданию Куштау статуса ООПТ не регионального, а федерального значения. Также предлагается создание кластера национальных парков Башкирии с включением в него территории шихана. Это может дать толчок развитию экотуризма в регионе и сделать территорию шихана одним из привлекательных маршрутов для активного посещения.
Общественная палата взяла на контроль ситуацию не только с Куштау, но и с другими территориями, где возникает конфликт интересов производства и жителей, чтобы решать эту проблему системно.
Учитывая важность сохранения природных территорий в первозданном виде, их защиты от воздействия человека и необходимости обеспечения потребностей местного населения, проживающего на территории ООПТ, с другой стороны, с учетом результатов обсуждений конфликта вокруг Куштау, Общественной палатой была проведена экспертиза проекта поправок к закону об особо охраняемых природных территориях (ООПТ)16. Общественная палата отметила актуальность, своевременность, важность изыскания и обеспечения правовых механизмов, направленных на снижение социальной напряженности среди местного населения, проживающего в границах ООПТ. Вместе с тем резкую критику вызвали положения законопроекта, предусматривающие возможность сокращения площадей национальных парков под видом изменения их границ, что может привести к нанесению значительного ущерба природным комплексам и объектам растительного и животного мира, культурно-историческим объектам17.
Камчатка
Особое внимание общественности привлекла массовая гибель морских обитателей и животных на Камчатке в сентябре этого года. В конце сентября жители начали жаловаться на изменение цвета воды в районе Петропавловска-Камчатского и большое число мертвых животных, выброшенных на берег.
Экологическая катастрофа продемонстрировала роль общественности в решении экологических проблем. На Камчатке оперативно привлечь внимание властей удалось именно благодаря информации, которую транслировали экоактивисты и блогеры, а ликвидация последствий инцидента началась с составления волонтерами карты загрязненных прибрежных зон. После публикаций блогеров и сообщений в соцсетях было начато расследование причин загрязнения с привлечением ученых и специалистов. Пробы воды и внутренних органов погибших морских обитателей были оперативно доставлены в ведущие научные лаборатории. К расследованию были также подключены средства космического мониторинга.
Общественной палатой также активно рассматривались возможные причины происшествия. Большинство экспертов считает, что катастрофа не носит техногенный характер. На сегодняшний день, по мнению ученых и экспертов, наиболее вероятной причиной загрязнения является так называемый красный прилив (токсичные водоросли)18. Однако то, что широкомасштабное расследование началось после публикаций в социальных сетях, показывает важность открытого диалога власти с обществом по наиболее острым социальным и экологическим вопросам.
В предотвращении негативных последствий и ущерба для экологии особую роль должен занять независимый экологический общественный мониторинг. Системный экологический контроль может способствовать обеспечению предотвращения экологических катастроф.
Во всех перечисленных случаях экологических аварий и конфликтов принципиально важной является открытость позиции органов власти в выявлении их причин и принятии решений.