Своим Указом от 21 июля 2020 года № 474 Президент определил пять национальных целей развития Российской Федерации, расширив горизонт планирования до 2030 года: сохранение населения, здоровье и благополучие людей; возможности для самореализации и развития талантов; комфортная и безопасная среда для жизни; достойный, эффективный труд и успешное предпринимательство; цифровая трансформация.
В 2020 году в условиях распространения новой коронавирусной инфекции COVID-19 государство столкнулось с новыми вызовами, требующими поиска решений и средств для стабилизации эпидемиологической обстановки, обеспечения устойчивости экономического развития и финансовой стабильности.
В то же время социальные гарантии, закрепленные в Конституции, должны соблюдаться в полном объеме, запрос граждан на качественные изменения в социальной сфере должен быть обеспечен.
Для обеспечения сохранения социального положения граждан, его планомерного улучшения и учета этих целей Правительством Общественная палата подключилась к мониторингу и экспертизе социально значимых стратегических документов, среди которых Общенациональный план действий по восстановлению экономики, единый план достижения национальных целей развития Российской Федерации до 2024 года и на плановый период до 2030 года, а также к выработке предложений по корректировке национальных проектов, доработать которые поручил Правительству Президент.
Общественное обсуждение общенационального плана действий по восстановлению экономики
Для обеспечения восстановления занятости и доходов населения, возобновления экономического роста и долгосрочных структурных изменений в экономике, преодоления кризисных явлений, вызванных последствиями пандемии коронавируса, Правительством подготовлен Общенациональный план действий по восстановлению экономики. С учетом повышенного интереса к Плану со стороны граждан и бизнес-структур при его подготовке Общественной палатой совместно с региональными общественными палатами подготовлены и направлены в Правительство Российской Федерации предложения по его дополнению комплексом специальных мер, направленных на поддержку наиболее уязвимых категорий граждан, а также организаций малого и среднего предпринимательства.
Предложения Общественной палаты, направленные на поддержку наиболее уязвимых категорий граждан, нашли свое отражение в мероприятиях Плана по созданию единой цифровой платформы для повышения адресности и эффективности мер социальной поддержки на федеральном, региональном и муниципальном уровнях, а также по расширению перечня мероприятий, включаемых в программу социальной адаптации получателей государственной социальной помощи на основании социального контракта.
Учтены в Плане поднятые Общественной палатой вопросы поддержки российского фермерства. В Плане предусмотрены мероприятия, направленные на увеличение доли государственных закупок отечественной сельскохозяйственной и пищевой продукции, осуществляемых у фермеров, меры по совершенствованию информационной поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства (МСП), а также самозанятых граждан.
Предложения Общественной палаты по поддержке пострадавших организаций МСП были отражены в мероприятиях Плана по обеспечению доступа субъектов МСП к мерам поддержки, в том числе путем синхронизации действующих онлайн-платформ и сервисов поддержки в рамках единой Цифровой платформы в режиме «одного окна», а также в мероприятиях по ограничению числа проверок (и оснований для их проведения) в 2021 году по сравнению с 2020 годом, по поэтапному переходу на полностью безбумажное взаимодействие органов контроля и субъектов МСП при обмене документами66.
Предложения Общественной палаты к единому плану достижения национальных целей развития
В соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 21 июля 2020 года № 474 Правительством разработан проект единого плана достижения национальных целей развития Российской Федерации до 2024 года и на плановый период до 2030 года. Он определяет стратегические приоритеты на ближайшие 10 лет, конкретные шаги Правительства по достижению целей, определенных в Указе Президента. План увязывает между собой цели, ключевые показатели и механизмы их достижения, ресурсы, ответственность федеральных органов исполнительной власти, корректировку под новые задачи национальных проектов. Подготовленный Правительством Российской Федерации План67 должен обеспечить восстановление занятости и доходов населения, рост экономики и долгосрочные структурные изменения в экономике.
© Da Antipina/shutterstock.com
Предложения Общественной палаты к Плану представили ее члены на совещании
по обсуждению проекта плана под председательством Первого заместителя Председателя Правительства Российской Федерации
Граждане нуждаются в качественных изменениях в социальной сфере. Отмечается возрастающая потребность общества в обеспечении органами власти открытости процесса принятия решений, привлечении структур гражданского общества к разработке документов стратегического планирования и контролю за их реализацией.
В связи с этим предложено закрепить целевой показатель удовлетворенности граждан и включить Общественную палату в качестве соисполнителя Единого плана и национальных проектов в части общественного контроля и мониторинга, оценки достижения их целевых показателей. Также предложено отказаться от ведомственного подхода при формировании, корректировке и реализации национальных проектов. Данная работа должна проводиться при участии всех заинтересованных сторон, различных органов власти и институтов гражданского общества. Необходимо принять меры для повышения уровня взаимодействия органов государственной власти с институтами гражданского общества в ходе корректировки и реализации национальных проектов. Также представляется важным ускорить внедрение Правительством качественной современной информационной системы мониторинга реализации национальных проектов и предусмотреть меры для повышения связанности между всеми национальными проектами, информационной открытости при реализации национальных проектов.
Сбережение народа признают главной национальной целью подавляющее большинство наших граждан69. Однако при значительном росте объемов финансирования демографической политики70, демографическая ситуация пока не меняется, численность постоянного населения сокращается71. Ключевую роль в преломлении этого тренда должен сыграть рост рождаемости.
Предлагается изменить формулировку цели Единого плана по достижению национальных целей со «стабилизации рождаемости» на «повышение рождаемости», что позволит более точно отразить основной смысл демографической политики в условиях низкой рождаемости. Для обеспечения повышения рождаемости необходимо создать «Фонд будущих поколений», провести исследования по социальному самочувствию семей с детьми, учесть позитивный опыт регионов с высоким уровнем доходов, которые одновременно демонстрируют высокий уровень рождаемости (Сахалинская область), усилить борьбу с бедностью, в рамках которой предложено заменить категорию «низкодоходные группы населения», указанную в Едином плане, на «семьи с детьми», а также дополнить план специальным разделом либо приложением с перечнем общественных проектов, направленных на достижение целей национального развития.
По вопросам образования предлагается дополнить национальные цели показателем вовлечения обучающихся в систему дополнительного образования по перспективным направлениям науки и техники, в систему интеллектуального волонтерства и наставничества, а также развития духовно-нравственной и воспитательной составляющей системы образования.
Для решения проблемы низкой продолжительности жизни предлагается усилить работу по формированию профилактического континуума, включающего в себя укрепление общественного здоровья (популяционную профилактику), медицинскую профилактику (диспансеризацию) и диспансерное наблюдение, а также создать систему устойчивого эпидемиологического мониторинга за распространенностью и динамикой факторов риска хронических неинфекционных заболеваний в различных регионах.
В рамках системы долговременного ухода предлагается комплексный подход, подразумевающий, что равноправной целевой группой системы долговременного ухода являются также родственники, осуществляющие уход за нуждающимися в их помощи близкими, которые остаются нетрудоустроенными и лишаются возможности реализовать свои жизненные планы. При реализации системы долговременного ухода предлагаются: обеспечение внедрения услуг по уходу до 28 часов в неделю бесплатно для пожилого человека или инвалида, нуждающегося в уходе; медицинский патронаж; организация центров дневного пребывания, специализированных пунктов проката технических средств реабилитации, школ ухода для родственников.
Общественная палата продолжает осуществление общественного контроля за обеспечением достижения национальных целей развития, определенных Президентом Российской Федерации.
Корректировка национальных проектов и общественный мониторинг их исполнения
Президент Российской Федерации в Послании Федеральному Собранию от 15 января 2020 года определил сбережение и приумножение народа высшим национальным приоритетом. При этом глава государства подчеркнул необходимость оперативного решения масштабных социальных, экономических, технологических задач, стоящих перед страной. Содержание этих задач отражено в национальных проектах, реализация которых требует нового качества государственного управления, работы всех уровней публичной власти, прямого диалога с гражданами.
Пандемия и новые экономические реалии вызвали необходимость сменить горизонт планирования национальных целей и национальных проектов и скорректировать их с учетом экономического кризиса и новых тенденций в глобальной экономике.
Президент Российской Федерации по итогам заседания Совета при Президенте Российской Федерации по стратегическому развитию и национальным проектам поручил Правительству интегрировать меры Общенационального плана действий по восстановлению российской экономики в национальные проекты, предусмотреть в корректируемых национальных проектах достижение общественно значимых результатов, непосредственно влияющих на улучшение качества жизни граждан, а Общественной палате Российской Федерации — обеспечить проведение регулярного общественного контроля за реализацией национальных проектов72.
Ранее, 25 июня 2020 года, на встрече с членами Общественной палаты Российской Федерации Президент России также поручил Общественной палате подключиться к текущей корректировке и мониторингу национальных проектов, концентрировать, обобщать и ставить проблемные вопросы перед органами власти всех уровней73.
В рамках исполнения поручения Президента комиссиями Общественной палаты, а также общественными палатами субъектов Российской Федерации были сформулированы предложения по корректировке национальных проектов. Данная работа была непосредственно связана с анализом опыта реализации национальных проектов как во всей стране, так и в отдельных регионах.
В Палату поступило более 500 предложений по корректировке национальных проектов.
Наибольшее количество предложений собрали национальные проекты «Образование» (83), «Демография» (62) и «Экология» (64). Это, с одной стороны, указывает на повышенный интерес к данным национальным проектам, с другой — может свидетельствовать о проблемах с их реализацией.
Кроме того, во исполнение поручения Президента Российской Федерации № Пр-1395 от 1 сентября 2020 года при участии общественных палат субъектов Российской Федерации собрано и проанализировано более 500 предложений по обеспечению поддержки гражданских инициатив и продвижению лучших практик, направленных на повышение качества жизни граждан.
В целях обеспечения эффективного участия в формировании и реализации государственной политики в сфере народосбережения, единого плана по достижению национальных целей развития, национальных проектов, федеральных проектов, а также других документов стратегического планирования, их доработки, а также рассмотрения предложений по их корректировке при Общественной палате Российской Федерации создан Координационный совет по национальным проектам и народосбережению.
Под эгидой Координационного совета проводятся экспертные обсуждения с участием аудиторов Счетной палаты Российской Федерации, представителей ответственных министерств и ведомств, общественных советов при федеральных органах исполнительной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, общественных палат субъектов Российской Федерации, независимых исследовательских организаций, а также ученых и общественных экспертов.
Проведено 6 заседаний Координационного совета по национальным проектам и народосбережению, в ходе которых представлена уникальная методика определения Индекса народосбережения74, сформулированы предложения к национальным проектам «Здравоохранение», «Экология», «Образование» и «Наука», «Производительность труда и поддержка занятости».
В ходе расширенного заседания Координационного совета, состоявшегося на итоговом форуме Общественной палаты Российской Федерации «Сообщество», были подведены промежуточные итоги деятельности и озвучены основные предложения ко всем национальным проектам, в частности предложено:
- отказаться от ведомственного подхода при формировании, реализации и корректировке национальных проектов. Данная работа должна проводиться при участии всех заинтересованных сторон, различных органов власти и институтов гражданского общества;
- закрепить в паспортах всех национальных проектов целевой показатель удовлетворенности граждан;
- включить Общественную палату в паспорта всех национальных проектов в качестве соисполнителя национальных проектов для осуществления общественного контроля и мониторинга, оценки достижения их целевых показателей;
- принять меры для повышения уровня взаимодействия органов государственной власти с институтами гражданского общества в ходе корректировки и реализации национальных проектов, в том числе через обсуждение проблемных вопросов на площадке Координационного совета;
- поддержать проводимую Правительством Российской Федерации работу по внедрению качественной современной информационной системы мониторинга реализации национальных проектов. Предусмотреть меры для повышения информационной открытости реализации национальных проектов75.
Общественная палата, исходя из специфики документов стратегического планирования, а также социальной важности и прямой взаимосвязи с качеством жизни граждан, уделяет особое внимание их реализации и корректировке. Масштабная работа, проводимая в настоящее время по корректировке национальных проектов во исполнение поручения Президента Российской Федерации, позволила выявить значительное количество проблемных аспектов в области реализации национальных проектов. Решения, выработанные по итогам проведенной работы, должны быть сформированы с участием институтов гражданского общества и быть направлены на увеличение численности населения и улучшение качества жизни граждан Российской Федерации.