Заключение

Заключение

2020 год показал, что в период больших испытаний наше общество проявляет солидарность и решает в партнерстве с государством возникающие проблемы. Новая модель такого общественно-государственного диалога наиболее ярко проявилась в рамках конституционного процесса, в ходе борьбы с социальными последствиями пандемии, при разработке мер поддержки некоммерческого сектора, а также при работе над важными документами стратегического планирования: единым планом достижения национальных целей развития и общенациональным планом действий по восстановлению экономики.

Приняв активное участие в подготовке и принятии поправок к Конституции Российской Федерации, граждане с надеждой смотрят на те обязательства, которые подняты на конституционный уровень. Общественная палата видит свою задачу в том, чтобы эти ожидания были оправданы, а все предложения, поступившие на этапе подготовки поправок и не вошедшие в текст обновленной Конституции, были учтены при разработке законодательных и иных нормативных правовых актов на федеральном, региональном и местном уровнях. В этой связи совместно с региональными общественными палатами, муниципальными общественными платами (советами), общественными советами при федеральных органах исполнительной власти будет обеспечен контроль за законодательным оформлением социальных поправок.

Общественная палата последовательно выступает за укрепление ресурсной базы и независимости региональных общественных палат, общественных палат (советов) муниципальных образований. Общество ждет от этих институтов более активного вовлечения в актуальную повестку, в решение системных проблем и задач нашей страны, в общественный контроль за реализацией национальных проектов, обсуждение проектов федеральных и региональных нормативных правовых актов, участия в реализации социальных проектов, поддержке гражданских инициатив.

На повестке дня остается вопрос обеспечения информационной открытости общественных советов при федеральных органах исполнительной власти, укрепления взаимодействия между ними, их комиссиями и рабочими группами, профильными комиссиями Общественной палаты Российской Федерации и общественными палатами субъектов Российской Федерации, иными институтами гражданского общества.

Очевидно, что пандемия будет влиять на жизнь в следующем, 2021 году. Общественная палата продолжит отслеживать последствия пандемии, их влияние на граждан, находящихся в уязвимом положении и нуждающихся в помощи, консолидировать силы некоммерческого сектора и волонтерского движения для оказания помощи нуждающимся и поддержки государства в преодолении последствий пандемии.

Для снижения бедности и повышения доходов и экономической устойчивости российских семей необходимо развитие социального партнерства, повышение производительности труда, поддержка семей с детьми, а также обеспечение гарантированности минимального размера оплаты труда не менее величины прожиточного минимума трудоспособного населения. Общественная палата выступит площадкой для сбора, формирования гражданских инициатив по сбережению и приумножению народа, продолжит оказывать поддержку и содействие представителям гражданского общества, в том числе за счет реализации совместных общенациональных проектов, будет повышать эффективность и оперативность работы с обращениями граждан и достижением конкретных результатов органами власти тех территорий, из которых поступают сигналы. Общественная палата совместно с региональными палатами продолжит выстраивать взаимодействие между активистами, гражданскими сообществами и властью.

Пандемия привела в действие горизонтальные сетевые структуры взаимопомощи, выявила феномен роста волонтерского движения. Для его дальнейшего развития необходимо закрепить полученный опыт в нормативных документах и тиражировать успешные практики, устранить все имеющиеся административные барьеры, а также повысить информированность наших граждан о возможности получения волонтерской помощи и участия в волонтерских и благотворительных проектах.

Гражданское общество — это тот фундамент, на котором можно строить прочное будущее нашей великой Родины, будущее на долгие годы и десятилетия. И задача Общественной палаты России — помогать людям реализовывать свое стремление к участию в жизни страны. Только вместе мы можем сделать Россию экономически мощной, комфортной для жизни и открытой миру", — Секретарь Общественной палаты Российской Федерации Лидия Михеева.

photo

Закреплены конституционные гарантии поддержки государством институтов гражданского общества и обеспечения участия общественных организаций и других общественных объединений в выработке и проведении государственной политики. В условиях пандемии принятые по рекомендациям гражданского общества на федеральном уровне меры поддержки НКО не просто не допустили прекращения деятельности НКО, но и обозначили траекторию развития сектора на годы вперед. Общественная палата будет и дальше заниматься вопросами укрепления некоммерческого сектора и его профессионализации. Продолжится работа по формированию единого реестра социально ориентированных некоммерческих организаций. Общественная палата совместно с региональными общественными палатами будет следить за включением НКО в этот реестр, отслеживать ситуации необоснованного отказа во включении в реестр, будет добиваться расширения критериев для включения в него организаций. Для обеспечения устойчивого развития сектора будет продолжен анализ эффективности региональных мер поддержки некоммерческих организаций, действующих институциональных площадок, в том числе путем рейтингования регионов по уровню и качеству развития некоммерческого сектора.

Планируется продолжение начатой ранее системной работы по анализу законодательства о НКО и выработке предложений о его совершенствовании, которое в настоящее время изобилует внутренними противоречиями, неработающими нормами, и, напротив, неурегулированными остаются отношения, развитие которых произошло в последнее время.

Поддержка малого и среднего предпринимательства также остается в числе приоритетов работы Общественной палаты: решения по совершенствованию налоговой системы, запуску «регуляторной гильотины» наряду с мерами поддержки малого и среднего предпринимательства должны формировать благоприятную среду для бизнеса и стабилизировать социально-экономическую ситуацию.

Помимо многих других проблем пандемия высветила бедственное положение в системе ухода за лицами, находящимися в психоневрологических интернатах (ПНИ). Здесь стоят задачи создания института общественного контроля, независимой службы защиты прав людей с ментальной инвалидностью, привлечение к этой работе профильных НКО, совершенствование законодательства об опеке и о психиатрической помощи.

Институт общественных наблюдательных комиссий за обеспечением прав человека в местах принудительного содержания (ОНК) остается в числе приоритетных направлений деятельности Общественной палаты. Общественная палата последовательно выступает с инициативой законодательного закрепления вопросов ресурсного обеспечения и поддержки деятельности ОНК. В 2021 году Общественная палата продолжит осуществление общественного мониторинга по вопросу ресоциализации лиц, освободившихся из мест лишения свободы и их адаптации в современном обществе.

Также в приоритете остается контроль за целевым финансированием оказания медицинской помощи и лекарственного обеспечения детей с орфанными заболеваниями на основе принципов подотчетности и прозрачности, который должен заработать с 1 января 2021 года.

Необходимо преодолеть межведомственную несогласованность и узковедомственный подход в реализации национальных проектов. Без учета гражданских инициатив в реализации национальных проектов последние не могут считаться подлинно национальными. Важно ускорить внедрение Правительством качественной современной информационной системы мониторинга реализации национальных проектов и предусмотреть меры для повышения связанности между всеми национальными проектами, информационной открытости реализации национальных проектов. Граждане должны ощутить позитивные результаты нацпроектов в своей повседневной жизни, почувствовать рост качества жизни. Общественная палата продолжит осуществление общественного мониторинга за эффективностью реализации национальных проектов, отстаивая при этом права и интересы наиболее уязвимых слоев населения: семей с детьми, многодетных семей, лиц с инвалидностью и пожилых граждан.

Экологическая повестка гражданского общества в следующем году, несомненно, будет сконцентрирована вокруг задач, озвученных в Послании Президента Федеральному Собранию Российской Федерации в начале 2020 года. Общественная палата будет способствовать, чтобы информационная открытость, обязательность учета мнения жителей соответствующих территорий, оперативное рассмотрение обращений граждан и медиация конфликтов становились нормой во взаимоотношениях между государством, общественностью и бизнесом, как в вопросах экологии, градостроительной деятельности, так и во всех других сферах.

Пандемия поставила задачу интенсивного развития цифровой образовательной среды. Приоритетом для Палаты здесь является то, чтобы внедряемые возможности онлайн-образования способствовали обеспечению качества образования и равенства образовательных возможностей.

В 2020 году рынок труда столкнулся с новыми вызовами: все организации в период пандемии прошли через несколько этапов трансформации, включая переход на временную дистанционную (удаленную) работу и комбинированную дистанционную работу. Несмотря на то, что удаленная работа предоставила широкие возможности и преимущества как для работников, так и для работодателей, самозанятых граждан, остаются сложности с переходом на дистанционный режим работы, организацией рабочего процесса в новых условиях. Общественная палата Российской Федерации будет уделять особое внимание поддержке развития цифровых сервисов по содействию трудоустройству, а также соблюдению трудовых прав тех категорий граждан, кому сложно конкурировать на рынке труда — люди с ограниченными возможностями, женщины с маленькими детьми, молодые люди, впервые устраивающиеся на работу, граждане предпенсионного возраста.

В условиях пандемии общество испытывает потребность в сохранении культурного пространства. Процессы цифровизации в сфере культуры, получившие импульс к развитию в 2020 году, далеко не всегда способны полноценно заменить зрителю, потребителю услуг живые представления и выступления, визуальные ощущения. Палата будет наблюдать за сохранением условий для общедоступности для граждан культурной деятельности, культурных ценностей и благ, способствовать поддержке государственных и частных организаций культуры в условиях сохраняющейся неблагоприятной эпидемиологической ситуации и вводимых ограничительных мер.

В условиях глобальных политических изменений, возрастания межэтнических конфликтов Общественная палата фиксирует запрос на укрепление единства российской нации и этнокультурное развитие народов страны.

Государство твердо стоит на пути защиты и укрепления суверенитета, национальной безопасности, обеспечивает защиту национальных интересов и стратегических национальных приоритетов России98, общество поддерживает его в этом.

Мы исходим из того, что в России должно быть сильное гражданское общество, независимый неправительственный некоммерческий сектор, который не нуждается в финансовой поддержке из зарубежных источников. Важно развивать активность добросовестных объединений и некоммерческих организаций, осуществляющих общественно полезную деятельность.

Общественная палата будет способствовать сохранению и увеличению необходимого уровня бюджетных ассигнований, выделяемых на поддержку и развитие структур гражданского общества, а также осуществлять общественный контроль за применением требований законодательства, направленных на повышение ответственности НКО, общественных объединений, действующих без регистрации юридического лица, и граждан, которые участвуют в интересах иностранных источников в политической деятельности, осуществляемой на территории Российской Федерации. При этом недопустимо иностранное вмешательство во внутренние дела нашего государства, в том числе в проведение выборов. Общественная палата готова обеспечить независимое общественное наблюдение на выборах в нижнюю палату Парламента в 2021 году.

2020-й — год 75-летия Победы нашего народа в Великой Отечественной войне. Пандемия внесла коррективы и ограничения, но не отменила памятные мероприятия и общественные проекты, многие из которых были проведены онлайн. Усилия гражданского общества должны быть направлены на сохранение священной памяти о той войне и Великой Победе как основы нашего общенационального единства и суверенитета, на развитие патриотического воспитания у детей начиная с детского сада.

События 2020 года продемонстрировали потенциал российского гражданского общества. Рост доверия государства и граждан к общественным институтам позволяет рассчитывать на закрепление лучших эффективных практик общественных организаций, дальнейшую институциализацию и развитие гражданского общества в нашей стране.

Ежегодно в Общественную палату поступает в среднем 15-17 тысяч обращений, за период работы 6-го состава Общественной палаты, с июня 2017 г. по июнь 2020 г. были рассмотрены 52 395 обращений.
«Мы долго бились за меры поддержки НКО, и они появились и уже сработали» — Елена Тополева-Солдунова Открыть
«Необходимо комплексно проработать законодательство об опеке» — Лидия Михеева: Открыть
Законопроект №879343-6 «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в целях повышения гарантий реализации прав и свобод недееспособных и не полностью дееспособных граждан»
Росприроднадзор оценил ущерб экологии от разлива топлива в Норильске в 148 млрд рублей // ТАСС, 06.07.2020: Открыть
Рекомендации Общественной палаты РФ по итогам общественных слушаний на тему: «Авария в Норильске: экологический ущерб и программы по восстановлению». Открыть
Шихан Куштау: общественники и эксперты — за придание ему статуса природного памятника федерального значения // Сайт Общественной палаты Российской Федерации, 03.09.2020: Открыть
Законопроект №974393-7 «О внесении изменений в Федеральный закон «Об особо охраняемых природных территориях» и отдельные законодательные акты Российской Федерации» Открыть
Заключение Общественной палаты Российской Федерации по результатам общественной экспертизы проекта федерального закона №974393-7 «О внесении изменений в Федеральный закон «Об особо охраняемых природных территориях» и отдельные законодательные акты Российской Федерации» // Открыть
В РАН назвали причину загрязнения воды на Камчатке // РБК, 23.10.2020: Открыть
Послание Президента Федеральному Собранию // Сайт Президента России, 15.01.2020: Открыть
Конституционные поправки: рейтинг предпочтений россиян. Результаты опроса ВЦИОМ Открыть
Образована рабочая группа по подготовке предложений о внесении поправок в Конституцию // Сайт Президента России, 15.01.2020:Открыть
Рабочая группа по подготовке поправок в Конституцию провела заседание в Общественной палате РФ // Сайт Общественной палаты Российской Федерации, 23.01.2020: Открыть
«Очень важно, что в обсуждении поправок в Конституцию участвует все население России» // Сайт Общественной палаты Российской Федерации, 10.03.2020: Открыть
Закон Российской Федерации о поправке к Конституции Российской Федерации от 14 марта 2020 года №1-ФКЗ «О совершенствовании регулирования отдельных вопросов организации и функционирования публичной власти». Открыть
Заключение ОП РФ по результатам общественной экспертизы проекта федерального закона №974290-7 «О внесении изменения в статью 13 Закона Российской Федерации «О реабилитации жертв политических репрессий»: https://www.oprf.ru/files/1_2020dok/zakl_izmenniya_st_13_974290-7__21092020.pdf; Заключение Общественной палаты Российской Федерации по результатам общественной экспертизы проекта федерального закона №988493-7 «О внесении изменения в статью 13 Закона Российской Федерации «О реабилитации жертв политических репрессий»: Открыть
Итоговый форум «Сообщество»: корректировка нацпроектов, ответ на вызовы пандемии, поддержка НКО Открыть
Проект федерального закона №960545-7 «О внесении изменений в Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» по вопросам воспитания обучающихся» Открыть
Федеральный закон от 31 июля 2020 года №304-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» по вопросам воспитания обучающихся»: Открыть
Проект федерального закона №986679-7 «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» Открыть
Заключение Общественной палаты Российской Федерации по результатам общественной экспертизы проекта федерального закона No 986679-7 «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации»: Открыть
Деятельность общественных институтов. Сайт ВЦИОМ, август 2020 г. Открыть
Проект федерального закона №993419-7 «О молодежной политике в Российской Федерации» Открыть, №993434-7 «О внесении изменения в статью 4 Федерального закона «О государственной поддержке молодежных и детских общественных объединений» и признании утратившим силу Постановления Верховного Совета Российской Федерации «Об основных направлениях государственной молодежной политики в Российской Федерации» в связи с принятием Федерального закона «О молодежной политике в Российской Федерации» Открыть
Заключение Общественной палаты Российской Федерации по результатам общественной экспертизы проектов федеральных законов No 993419-7 «О молодежной политике в Российской Федерации» и No 993434-7 «О внесении изменения в статью 4 Федерального закона «О государственной поддержке молодежных и детских общественных объединений» и признании утратившим силу Постановления Верховного Совета Российской Федерации «Об Основных направлениях государственной молодежной политики в Российской Федерации» в связи с принятием Федерального закона «О молодежной политике в Российской Федерации»:Открыть
Проект федерального закона «О внесении изменений в Федеральный закон «О государственном языке Российской Федерации» в части совершенствования механизмов обеспечения статуса русского языка как государственного языка Российской Федерации»: Открыть
Заключение Общественной палаты Российской Федерации по результатам общественной экспертизы проекта федерального закона «О внесении изменений в Федеральный закон «О государственном языке Российской Федерации» в части совершенствования механизмов обеспечения статуса русского языка как государственного языка Российской Федерации» // Открыть
Доклад «Демография 2024. Как обеспечить устойчивый естественный прирост численности населения в РФ»Открыть
Заключение Общественной палаты Российской Федерации по результатам общественной экспертизы проекта федерального закона № 1027743-7 «О федеральном бюджете на 2021 год и на плановый период 2022 и 2023 годов» // Сайт Общественной палаты Российской Федерации: Открыть
В Москве наградили участников, организаторов и партнеров Общероссийской акции взаимопомощи #МыВместе. Открыть; В режиме видеоконференции Владимир Путин провёл встречу с участниками общероссийской акции взаимопомощи «Мы вместе» Открыть
Общество и пандемия: опыт и уроки борьбы с COVID-19 в России.— Москва: 2020. ISBN 978-5-85006-256-9, С. 584.
Из материалов ОП Пензенской области, ОП Оренбургской области
Из материалов Самарской области Открыть
Перечень поручений по итогам встречи 25.06.2020 г. с членами Общественной палаты (Пр-1395) от 1 сентября 2020 года Открыть
Общество и пандемия: опыт и уроки борьбы с COVID-19 в России. — Москва: 2020, стр. 9
Из материалов Общественной палаты Оренбургской области.
Концепция открытости федеральных органов исполнительной власти, утв. распоряжением Правительства Российской Федерации от 30 января 2014 г. N 93-р
Наконтроле2020.рф
Наконтроле2020.рф
утверждена Распоряжением Правительства Российской Федерации от 27 декабря 2018 г. n 2950-р
Рекомендации Общественной палаты Российской Федерации по тогам круглого стола на тему «Что может сделать гражданское общество для сдерживания “второй волны” пандемии COVID-19?» // Открыть
Постановление Правительства РФ от 02.04.2020 №409 «О мерах по обеспечению устойчивого развития экономики»
Минэкономразвития и ФНС начали выдачу субсидий пострадавшему бизнесу и СОНКО на профилактику коронавирусной инфекции// Сайт Минэкономразвития РФ, 15.07.2020: Открыть
Социальное предпринимательство в новых сложных экономических условиях: Открыть
ФЗ от 23.11.2020 г. N 372-ФЗ «О внесении изменений в ч.2 НК РФ в части налогообложения доходов физических лиц, превышающих 5 млн.руб. за налоговый период» Открыть
Лучшие практики социально ответственного бизнеса в условиях воздействия COVID-19 Открыть
Поручения Президента Российской Федерации: от 11 апреля 2020 года № Пр-675, от 9 мая 2020 года № Пр-791, от 15 мая 2020 года № Пр-818, от 1 сентября 2020 года № Пр-1395; Федеральный закон от 08.06.2020 №166-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в целях принятия неотложных мер, направленных на обеспечение устойчивого развития экономики и предотвращение последствий распространения новой коронавирусной инфекции», Федеральный закон от 08.06.2020 №172-ФЗ «О внесении изменений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации»; Постановление Правительства Российской Федерации от 11 июня 2020 года №847 «О реестре некоммерческих организаций, в наибольшей степени пострадавших в условиях ухудшения ситуации в результате распространения новой коронавирусной инфекции»
См. Постановление Правительства Российской Федерации от 16.05.2020 г. №696 «Об утверждении Правил предоставления субсидий из федерального бюджета российским кредитным организациям на возмещение недополученных ими доходов по кредитам, выданным в 2020 году юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям на возобновление деятельности» // Открыть; Постановление Правительства Российской Федерации от 02.07.2020 г. №976 «Об утверждении Правил предоставления в 2020 году из федерального бюджета субсидий субъектам малого и среднего предпринимательства и социально ориентированным некоммерческим организациям на проведение мероприятий по профилактике новой коронавирусной инфекции» // Открыть
27 тыс организаций в первом реестре и 12 тыс организаций — во втором: Минэкономразвития России сформирован реестр СОНКО-получателей поддержки // Сайт Минэкономразвития России, 05.06.2020: Открыть; Обновлён второй реестр НКО, которым будут предоставлены дополнительные меры поддержки // Сайт Минэкономразвития России, 30.06.2020: Открыть
в Поручении Президента от 1 сентября 2020 года № Пр-1395
Реестр НКО: ускорить развитие третьего сектора, сделать его прозрачным (сайт oprf.ru, 11/08/2020). Открыть
В рамках исполнения перечня поручений Президента Российской Федерации Пр-1395 от 01.09.2020 (пункт 1, подпункт «б»)
ОП РФ предлагает доработать подход к формированию единого реестра социально ориентированных НКО // Сайт Общественной палаты Российской Федерации, 5.10.2020: Открыть
На 6 октября. В соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 16.05.2020 г. №696
В соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 02.07.2020 г. №976
В ОП РФ поддержали идею Минздрава России по созданию Фонда для целевого финансирования медицинской помощи детямОткрыть
В соответствии со статьей 2 Федерального закона от 08.06.2020 №172-ФЗ «О внесении изменений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации»
В соответствии со статьей 2 Федерального закона от 08.06.2020 №172-ФЗ «О внесении изменений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации»
В соответствии с подпунктом 1 пункта 1 статьи 219 Налогового кодекса Российской Федерации
Официальный сайт фонда президентских грантов Открыть
ОП РФ призывает ввести дополнительные меры поддержки НКО. Открыть
Региональный рейтинг третьего сектора представили на итоговом форуме «Сообщество». Открыть
Пункты 1, 2 раздела 3 «Рост реальных доходов граждан, восстановление эффективной занятости и платежеспособного спроса»; пп. 5 раздела 8 «Секторальные меры поддержки: восстановление и развитие отдельных отраслей»; пп. 21 и 42 , 8, 9, 10 раздела 4 «Поддержка и развитие индивидуального, малого и среднего предпринимательства» Общенационального плана действий, обеспечивающих восстановление занятости и доходов населения, рост экономики и долгосрочные структурные изменения в экономике (одобрен на заседании Правительства РФ 23 сентября 2020 года (протокол №36, раздел VII) №П13-60855 от 2 октября 2020 года) // Гарант.ру: Открыть
Правительство одобрило общенациональный план действий, обеспечивающих восстановление занятости и доходов населения, рост экономики и долгосрочные структурные изменения в ней // Российская газета, 03.10.2020: Открыть
«Живой документ, который будет обогащаться новыми идеями и инициативами». Открыть
Национальные цели и «национальные проекты». Сайт ВЦИОМ, 22 октября 2020. Открыть
Эксперты: Россия может стать уникальной страной в плане создания сильнейшей генетической службы // Сайт Общественной палаты Российской Федерации, 02.11.2020: // Открыть
«Финансирование нацпроекта «Демография» увеличено на 691 млрд рублей». Российская газета, 30.11.2020. Открыть
Рабочая встреча с губернатором Нижегородской области Глебом Никитиным 26 ноября 2020 года, г. Саров.Открыть
Заседание Совета по стратегическому развитию и национальным проектам Открыть
Стенограмма встречи Президента Российской Федерации В.В. Путина с членами Общественной палаты 25.06.2020 г. Открыть
Решения Координационного Совета при ОП РФ по национальным проектам и народосбережению по методике определения индекса народосбережения от 9 сентября 2020 г. Открыть
Необходимо повысить связанность между всеми национальными проектами Открыть
Завершен сбор средств на создание Ржевского мемориала: Открыть
Год памяти и славы: не утратить связь поколений: Открыть
Всероссийская акция «Окна Победы»: Открыть
«Моё детство — война»: Открыть
Общественные слушания по помощи детям с редкими заболеваниями прошли в ОП РФ (28.10.2020, Открыть
«Письма Победы»: Открыть
Акция «Сад памяти»: Открыть
«Диктант Победы»:Открыть
Международный онлайн-форум «Волонтёры победы»: Открыть
Голикова: в России остается около 60,8 тыс. участников Великой Отечественной войны: Открыть
Мобильные бригады помощи ветеранам, инвалидам и участникам ВОВ:Открыть
Всероссийское общественное движение «Волонтёры Победы»: Открыть
Всероссийская перепись населения 2020: Открыть
«Проект “Эстафета поколений” ненавязчиво и эффективно проводит серьезную патриотическую работу»: Открыть
Заключение ОП РФ по результатам общественной экспертизы проекта федерального закона №960545-7: Открыть
«Мнение редких: горячая линия о проблемах лечения детей с орфанными заболеваниями (22.10.2020, Открыть
Проект федерального закона №1057914-7 «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части установления дополнительных мер противодействия угрозам национальной безопасности» // Система обеспечения законодательной деятельности: Открыть
Проект Федерального закона № 1057895-7 «О внесении изменений в Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» // Система обеспечения законодательной деятельности: Открыть
Постановление Конституционного Суда РФ от 08.04.2014 №10-П «По делу о проверке конституционности положений пункта 6 статьи 2 и пункта 7 статьи 32 Федерального закона “О некоммерческих организациях”, части 6 статьи 29 Федерального закона “Об общественных объединениях” и части 1 статьи 19.34 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в связи с жалобами Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации, фонда «Костромской центр поддержки общественных инициатив», граждан Л.Г. Кузьминой, С.М. Смиренского и В.П. Юкечева».
Рунет Сегодня: Главный аналитический доклад 2020: Открыть
Google вынуждает принимать радикальные меры: Открыть
Роскомнадзор возбудил дело против Google за неудаление запрещенной информации: Открыть
Проект федерального закона № 1058572-7 «О внесении изменений в Федеральный закон «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» и Федеральный закон «О мерах воздействия на лиц, причастных к нарушениям основополагающих прав и свобод человека, прав и свобод граждан Российской Федерации» // Система обеспечения законодательной деятельности: Открыть
Проект федерального закона «О внесении изменений в статью 54 Федерального закона «О связи» // Федеральный портал проектов нормативных правовых актов: https://regulation.gov.ru/p/101646; Проект федерального закона о бесплатном доступе к социально значимым сайтам внесут в Думу до конца года, ТАСС, 23.11.2020:: Открыть
Конституционные поправки: рейтинг предпочтений россиян. Результаты опроса ВЦИОМ: Открыть