2020 год показал, что в период больших испытаний наше общество проявляет солидарность и решает в партнерстве с государством возникающие проблемы. Новая модель такого общественно-государственного диалога наиболее ярко проявилась в рамках конституционного процесса, в ходе борьбы с социальными последствиями пандемии, при разработке мер поддержки некоммерческого сектора, а также при работе над важными документами стратегического планирования: единым планом достижения национальных целей развития и общенациональным планом действий по восстановлению экономики.
Приняв активное участие в подготовке и принятии поправок к Конституции Российской Федерации, граждане с надеждой смотрят на те обязательства, которые подняты на конституционный уровень. Общественная палата видит свою задачу в том, чтобы эти ожидания были оправданы, а все предложения, поступившие на этапе подготовки поправок и не вошедшие в текст обновленной Конституции, были учтены при разработке законодательных и иных нормативных правовых актов на федеральном, региональном и местном уровнях. В этой связи совместно с региональными общественными палатами, муниципальными общественными платами (советами), общественными советами при федеральных органах исполнительной власти будет обеспечен контроль за законодательным оформлением социальных поправок.
Общественная палата последовательно выступает за укрепление ресурсной базы и независимости региональных общественных палат, общественных палат (советов) муниципальных образований. Общество ждет от этих институтов более активного вовлечения в актуальную повестку, в решение системных проблем и задач нашей страны, в общественный контроль за реализацией национальных проектов, обсуждение проектов федеральных и региональных нормативных правовых актов, участия в реализации социальных проектов, поддержке гражданских инициатив.
На повестке дня остается вопрос обеспечения информационной открытости общественных советов при федеральных органах исполнительной власти, укрепления взаимодействия между ними, их комиссиями и рабочими группами, профильными комиссиями Общественной палаты Российской Федерации и общественными палатами субъектов Российской Федерации, иными институтами гражданского общества.
Очевидно, что пандемия будет влиять на жизнь в следующем, 2021 году. Общественная палата продолжит отслеживать последствия пандемии, их влияние на граждан, находящихся в уязвимом положении и нуждающихся в помощи, консолидировать силы некоммерческого сектора и волонтерского движения для оказания помощи нуждающимся и поддержки государства в преодолении последствий пандемии.
Для снижения бедности и повышения доходов и экономической устойчивости российских семей необходимо развитие социального партнерства, повышение производительности труда, поддержка семей с детьми, а также обеспечение гарантированности минимального размера оплаты труда не менее величины прожиточного минимума трудоспособного населения. Общественная палата выступит площадкой для сбора, формирования гражданских инициатив по сбережению и приумножению народа, продолжит оказывать поддержку и содействие представителям гражданского общества, в том числе за счет реализации совместных общенациональных проектов, будет повышать эффективность и оперативность работы с обращениями граждан и достижением конкретных результатов органами власти тех территорий, из которых поступают сигналы. Общественная палата совместно с региональными палатами продолжит выстраивать взаимодействие между активистами, гражданскими сообществами и властью.
Пандемия привела в действие горизонтальные сетевые структуры взаимопомощи, выявила феномен роста волонтерского движения. Для его дальнейшего развития необходимо закрепить полученный опыт в нормативных документах и тиражировать успешные практики, устранить все имеющиеся административные барьеры, а также повысить информированность наших граждан о возможности получения волонтерской помощи и участия в волонтерских и благотворительных проектах.
Гражданское общество — это тот фундамент, на котором можно строить прочное будущее нашей великой Родины, будущее на долгие годы и десятилетия. И задача Общественной палаты России — помогать людям реализовывать свое стремление к участию в жизни страны. Только вместе мы можем сделать Россию экономически мощной, комфортной для жизни и открытой миру", — Секретарь Общественной палаты Российской Федерации Лидия Михеева.
Закреплены конституционные гарантии поддержки государством институтов гражданского общества и обеспечения участия общественных организаций и других общественных объединений в выработке и проведении государственной политики. В условиях пандемии принятые по рекомендациям гражданского общества на федеральном уровне меры поддержки НКО не просто не допустили прекращения деятельности НКО, но и обозначили траекторию развития сектора на годы вперед. Общественная палата будет и дальше заниматься вопросами укрепления некоммерческого сектора и его профессионализации. Продолжится работа по формированию единого реестра социально ориентированных некоммерческих организаций. Общественная палата совместно с региональными общественными палатами будет следить за включением НКО в этот реестр, отслеживать ситуации необоснованного отказа во включении в реестр, будет добиваться расширения критериев для включения в него организаций. Для обеспечения устойчивого развития сектора будет продолжен анализ эффективности региональных мер поддержки некоммерческих организаций, действующих институциональных площадок, в том числе путем рейтингования регионов по уровню и качеству развития некоммерческого сектора.
Планируется продолжение начатой ранее системной работы по анализу законодательства о НКО и выработке предложений о его совершенствовании, которое в настоящее время изобилует внутренними противоречиями, неработающими нормами, и, напротив, неурегулированными остаются отношения, развитие которых произошло в последнее время.
Поддержка малого и среднего предпринимательства также остается в числе приоритетов работы Общественной палаты: решения по совершенствованию налоговой системы, запуску «регуляторной гильотины» наряду с мерами поддержки малого и среднего предпринимательства должны формировать благоприятную среду для бизнеса и стабилизировать социально-экономическую ситуацию.
Помимо многих других проблем пандемия высветила бедственное положение в системе ухода за лицами, находящимися в психоневрологических интернатах (ПНИ). Здесь стоят задачи создания института общественного контроля, независимой службы защиты прав людей с ментальной инвалидностью, привлечение к этой работе профильных НКО, совершенствование законодательства об опеке и о психиатрической помощи.
Институт общественных наблюдательных комиссий за обеспечением прав человека в местах принудительного содержания (ОНК) остается в числе приоритетных направлений деятельности Общественной палаты. Общественная палата последовательно выступает с инициативой законодательного закрепления вопросов ресурсного обеспечения и поддержки деятельности ОНК. В 2021 году Общественная палата продолжит осуществление общественного мониторинга по вопросу ресоциализации лиц, освободившихся из мест лишения свободы и их адаптации в современном обществе.
Также в приоритете остается контроль за целевым финансированием оказания медицинской помощи и лекарственного обеспечения детей с орфанными заболеваниями на основе принципов подотчетности и прозрачности, который должен заработать с 1 января 2021 года.
Необходимо преодолеть межведомственную несогласованность и узковедомственный подход в реализации национальных проектов. Без учета гражданских инициатив в реализации национальных проектов последние не могут считаться подлинно национальными. Важно ускорить внедрение Правительством качественной современной информационной системы мониторинга реализации национальных проектов и предусмотреть меры для повышения связанности между всеми национальными проектами, информационной открытости реализации национальных проектов. Граждане должны ощутить позитивные результаты нацпроектов в своей повседневной жизни, почувствовать рост качества жизни. Общественная палата продолжит осуществление общественного мониторинга за эффективностью реализации национальных проектов, отстаивая при этом права и интересы наиболее уязвимых слоев населения: семей с детьми, многодетных семей, лиц с инвалидностью и пожилых граждан.
Экологическая повестка гражданского общества в следующем году, несомненно, будет сконцентрирована вокруг задач, озвученных в Послании Президента Федеральному Собранию Российской Федерации в начале 2020 года. Общественная палата будет способствовать, чтобы информационная открытость, обязательность учета мнения жителей соответствующих территорий, оперативное рассмотрение обращений граждан и медиация конфликтов становились нормой во взаимоотношениях между государством, общественностью и бизнесом, как в вопросах экологии, градостроительной деятельности, так и во всех других сферах.
Пандемия поставила задачу интенсивного развития цифровой образовательной среды. Приоритетом для Палаты здесь является то, чтобы внедряемые возможности онлайн-образования способствовали обеспечению качества образования и равенства образовательных возможностей.
В 2020 году рынок труда столкнулся с новыми вызовами: все организации в период пандемии прошли через несколько этапов трансформации, включая переход на временную дистанционную (удаленную) работу и комбинированную дистанционную работу. Несмотря на то, что удаленная работа предоставила широкие возможности и преимущества как для работников, так и для работодателей, самозанятых граждан, остаются сложности с переходом на дистанционный режим работы, организацией рабочего процесса в новых условиях. Общественная палата Российской Федерации будет уделять особое внимание поддержке развития цифровых сервисов по содействию трудоустройству, а также соблюдению трудовых прав тех категорий граждан, кому сложно конкурировать на рынке труда — люди с ограниченными возможностями, женщины с маленькими детьми, молодые люди, впервые устраивающиеся на работу, граждане предпенсионного возраста.
В условиях пандемии общество испытывает потребность в сохранении культурного пространства. Процессы цифровизации в сфере культуры, получившие импульс к развитию в 2020 году, далеко не всегда способны полноценно заменить зрителю, потребителю услуг живые представления и выступления, визуальные ощущения. Палата будет наблюдать за сохранением условий для общедоступности для граждан культурной деятельности, культурных ценностей и благ, способствовать поддержке государственных и частных организаций культуры в условиях сохраняющейся неблагоприятной эпидемиологической ситуации и вводимых ограничительных мер.
В условиях глобальных политических изменений, возрастания межэтнических конфликтов Общественная палата фиксирует запрос на укрепление единства российской нации и этнокультурное развитие народов страны.
Государство твердо стоит на пути защиты и укрепления суверенитета, национальной безопасности, обеспечивает защиту национальных интересов и стратегических национальных приоритетов России98, общество поддерживает его в этом.
Мы исходим из того, что в России должно быть сильное гражданское общество, независимый неправительственный некоммерческий сектор, который не нуждается в финансовой поддержке из зарубежных источников. Важно развивать активность добросовестных объединений и некоммерческих организаций, осуществляющих общественно полезную деятельность.
Общественная палата будет способствовать сохранению и увеличению необходимого уровня бюджетных ассигнований, выделяемых на поддержку и развитие структур гражданского общества, а также осуществлять общественный контроль за применением требований законодательства, направленных на повышение ответственности НКО, общественных объединений, действующих без регистрации юридического лица, и граждан, которые участвуют в интересах иностранных источников в политической деятельности, осуществляемой на территории Российской Федерации. При этом недопустимо иностранное вмешательство во внутренние дела нашего государства, в том числе в проведение выборов. Общественная палата готова обеспечить независимое общественное наблюдение на выборах в нижнюю палату Парламента в 2021 году.
2020-й — год 75-летия Победы нашего народа в Великой Отечественной войне. Пандемия внесла коррективы и ограничения, но не отменила памятные мероприятия и общественные проекты, многие из которых были проведены онлайн. Усилия гражданского общества должны быть направлены на сохранение священной памяти о той войне и Великой Победе как основы нашего общенационального единства и суверенитета, на развитие патриотического воспитания у детей начиная с детского сада.
События 2020 года продемонстрировали потенциал российского гражданского общества. Рост доверия государства и граждан к общественным институтам позволяет рассчитывать на закрепление лучших эффективных практик общественных организаций, дальнейшую институциализацию и развитие гражданского общества в нашей стране.