Пандемия коронавируса стала по сути глобальным цивилизационным экзаменом для всего человечества, испытанием для всех стран — на эффективность системы госуправления и, точно так же, — на зрелость и эффективность структур гражданского общества.
Весной 2020 года в нашей стране, как и во всем мире, органы власти в экстренном порядке, при огромном дефиците информации, срочно вынуждены были изыскивать и применять защитные ограничительные меры беспрецедентного масштаба, вплоть до двухмесячного локдауна. Еще в начале года невозможно было себе представить, что в год 75-летия Великой Победы придется перенести праздничный парад на лето, а шествие Бессмертного полка перевести в онлайн-формат.
Также в условиях цейтнота и неопределенности государству пришлось решать вопросы поддержки населения и экономики при временном приостановлении работы для тысяч предприятий, переводе миллионов работников на удаленный режим, обучающихся — на дистанционные форматы, обеспечивать недопущение коллапса системы здравоохранения.
Пандемия в осенне-зимний период 2020 года сохраняется, в обществе идет процесс обучения жизни и работе в условиях коронавирусных рисков и ограничений, своего рода процесс выработки «социального иммунитета». Существенную роль в этом играют некоммерческие организации, понимая, что их помощь может сохранить здоровье, а порой и спасти жизнь тех, кому они призваны помогать.
#МыВместе: новое качество волонтерства и благотворительности
Ответом гражданского общества на пандемию стал беспрецедентный рост волонтерской активности. Весной была запущена Общероссийская акция взаимопомощи #МыВместе, в рамках которой каждый может предложить свою помощь или попросить ее. Акция была организована платформой DOBRO.RU, Общероссийским народным фронтом, Всероссийским общественным движением «Волонтеры-медики» и Ассоциацией волонтерских центров при поддержке Общественной палаты Российской Федерации. В рамках акции работала «горячая линия» помощи пожилым и маломобильным гражданам, в круглосуточном режиме специалисты колл-центра консультировали, регистрировали заявки на оказание помощи. Обеспечивали своевременное выполнение заявок региональные волонтерские штабы, открытые во всех субъектах Российской Федерации.
Более 118 тыс. добровольцев по всей стране оказывали безвозмездную помощь одиноким пожилым людям и инвалидам, детям-сиротам, ветеранам — всем, кому была необходима поддержка: доставляли продукты, товары первой необходимости, медикаменты, помогали по дому. С начала акции к ней присоединилось свыше 9 тыс. партнерских организаций36. Были собраны пожертвования от бизнеса и частных лиц на общую сумму более 1,8 млрд руб., что позволило оказать благотворительную поддержку около 3,5 млн человек по всей России37, для многих из них получение такой помощи стало настоящим спасением.
Общественные палаты регионов также активно участвовали в этой работе, координируя помощь волонтеров, доводя до органов власти информацию с мест о том, где имеется напряженность вокруг вводимых ограничительных мер, где меры поддержки срабатывают, а где — нет. Усилиями региональных общественных палат были запущены «горячие линии» по организации волонтерской помощи гражданам, в том числе по соблюдению режима самоизоляции, по приобретению средств индивидуальной защиты, информационно-правовых консультаций гражданам, медицинским работникам, работающим с лицами, зараженными коронавирусом, некоммерческим организациям по вопросам продолжения их работы в условиях введенных ограничительных мер. В условиях повышенной востребованности средств индивидуальной защиты палаты содействовали некоммерческим организациям в организации самостоятельного пошива масок из приобретенных НКО материалов для их безвозмездной передачи в медицинские организации.
(c)️ Михаил Джапаридзе/ТАСС
Региональные палаты также осуществляли общественный контроль за ценовой политикой в продуктовых и аптечных сетях, резервированием дополнительных койко-мест, оснащенных аппаратами ИВЛ, в лечебных организациях.
Значительный вклад в организацию социальной помощи гражданам и содействия медицинскому сообществу внесли религиозные организации всех традиционных российских конфессий. Социальные службы и добровольцы религиозных общин оказывали помощь всем обратившимся за помощью, невзирая на их религиозное мировоззрение. Особое внимание религиозные организации уделяли обеспечению прав верующих в период пандемии. Руководством религиозных организаций и светскими властями в регионах страны были выработаны совместные решения по вопросу посещения культовых учреждений и соблюдения всех необходимых санитарных норм.
В рамках направления «Помощь врачам» 7 тыс. волонтеров-медиков помогали в 160 медицинских учреждениях по всей стране, оказывая помощь врачам. Они непосредственно выполняли обязанности среднего медперсонала, оказывали психологическую поддержку, на личном транспорте подвозили врачей до места работы, передавали в больницы продуктовые наборы и средства индивидуальной защиты38. В условиях дефицита медицинских масок в аптечной сети, костюмов индивидуальной защиты, респираторов были организованы пошив масок, их безвозмездная передача в медицинские учреждения39.
В процессе оказания непосредственной помощи населению силами волонтерских объединений и некоммерческих организаций определялись «узкие места» отечественной системы здравоохранения, среди которых коечный фонд, подготовка врачей, лаборатории, мобилизационные планы, порядок оказания плановой помощи40.
Полученный волонтерскими объединениями и НКО опыт оказания помощи в чрезвычайной ситуации необходимо закрепить, а лучшие практики тиражировать в субъектах Российской Федерации. В связи с этим предлагается утвердить во всех субъектах Российской Федерации порядок взаимодействия медицинских учреждений с волонтерскими организациями в оказании медицинской помощи населению41.
С 29 сентября 2020 года акция взаимопомощи «#МыВместе» была возобновлена и действует в большинстве регионов России.
Особой проблемой оказалась информационная недостаточность. В условиях изобилия всевозможных слухов и панических настроений выявилась недостаточность доступности и понятности для населения официальной информации о действующих ограничительных мерах на территориях соответствующих регионов. Пандемия высветила необходимость качественного изменения уровня информационной открытости органов исполнительной власти, формирования единых требований доступа к информации о деятельности органов государственной власти и к стандартам публикации региональных нормативных правовых актов, особенно в части, касающейся ограничений прав и свобод граждан42.
В ответ на сложности, которые испытывали граждане, впервые столкнувшиеся с большим количеством ограничений, вводимых федеральными, ведомственными, региональными актами, предписаниями главных санитарных врачей субъектов, Общественной палатой Российской Федерации был запущен специальный проект#НаКонтроле202043, ппосвященный разъяснению мер поддержки населения, бизнеса и НКО во время пандемии коронавируса.
Важнейшая часть проекта заключалась в работе четырех «горячих линий», посвященных мерам поддержки населения и бизнеса, работе некоммерческого сектора, разоблачению ложной информации о COVID-19 и порядку деятельности медицинских учреждений. Те же темы были охвачены пятью тематическими разделами сайта, которые постоянно обновлялись.
Основные информационные разделы спецпроекта #НаКонтроле2020:
- #НашОтвет — инициативы, экспертные мнения, разъяснение экспертами мер поддержки для населения и бизнеса;
- #ВместеНКО — работа некоммерческого сектора в новых условиях и информация о мерах его поддержки, площадка обмена историями успеха социально ориентированных НКО, переформатировавших свою работу в условиях коронавируса и помогающих людям;
- #ДокторПрописал — сетевая площадка для обмена информацией между врачами и пациентским сообществом. Ведущие медики из столицы и регионов давали советы и рассказывали об опыте лечения пациентов с COVID-19;
- #АнтифейкCOVID — разоблачение ложной информации, разъяснение законодательства и тактики противодействия фейкам на местах, разбор недостоверных новостей и сообщений, лайфхаки и рекомендации, как отличить факты от лжи в Интернете. Важнейшая часть проекта заключалась в работе четырех «горячих линий», посвященных мерам поддержки населения и бизнеса, работе некоммерческого сектора, разоблачению ложной информации о COVID-19 и порядку деятельности медицинских учреждений. Те же темы были охвачены пятью тематическими разделами сайта, которые постоянно обновлялись;
- #МерыРегионов — информация о возникающих проблемах на местах, действующих во всех 85 субъектах Федерации ограничениях и мерах поддержки для населения, врачей, бизнеса и НКО.
Граждане и общественные палаты субъектов Российской Федерации в рамках проекта #НаКонтроле2020 обращали внимание на широкий круг проблем, начиная от дефицита медицинских масок и средств индивидуальной защиты в аптечной сети, приостановления работы предприятий в различных сферах хозяйственной деятельности, формирования значительной дебиторской задолженности у предприятий и организаций коммунального комплекса в связи с отложенными платежами, особенно — собственников и арендаторов в торговых центрах, и заканчивая невысокой степенью готовности администрации образовательных организаций, педагогов, обучающихся и родителей к дистанционной форме получения образования, невысоким качеством образования в таком формате44. Также выявлена серьезная проблема, связанная с неоказанием помощи как на дому, так и в случае госпитализации социально уязвимым группам граждан, нуждающихся в постоянном постороннем уходе и социальной поддержке, инфицированных коронавирусом или находящихся в контакте с инфицированными лицами. Общественной палатой в рамках Форума «Сообщество» было организовано обсуждение всех указанных вопросов с участием ведущих благотворительных фондов и НКО.
На форуме отмечалось, что на повестке дня остаются проблемы административных барьеров, недостаточная информированность граждан о добровольческой деятельности и связанная с этим их недостаточная вовлеченность в добровольческую деятельность, проблемы с юридическим статусом и страховыми гарантиями волонтерам. В этой связи, в частности, необходимо обеспечить контроль со стороны гражданского общества за выполнением Плана мероприятий по реализации Концепции содействия развитию добровольчества (волонтерства) в Российской Федерации до 2025 года в части определения полномочных органов власти субъектов Российской Федерации по поддержке развития добровольчества45.
Анализируя и обобщая опыт работы волонтерских организаций в условиях пандемии, Общественная палата сформулировала обширный пакет рекомендаций для повышения эффективности взаимодействия волонтеров с официальными инстанциями и с населением. Особое внимание следует уделить повышению доступности информации для граждан о возможности получения помощи, обеспечению безопасности волонтеров, урегулированию вопросов доступа волонтеров в социальные и медицинские организации, помощи медикам и социальным работникам, обеспечению организаций социального обслуживания и социальной защиты компьютерной техникой и доступом к сети Интернет46.
Хотя пандемия еще продолжается, по итогам 2020 года можно говорить о новой парадигме сотрудничества органов власти, организованных институтов гражданского общества, НКО и волонтеров, когда с их участием впервые в новейшей истории были созданы и успешно работали оперативные горизонтальные сетевые структуры взаимопомощи.
Меры поддержки для МСП и некоммерческого сектора
Пандемия и локдаун, введенный весной в целях ее приостановления, поставили под угрозу работу бизнеса, оказав негативное влияние на экономику. Субъекты малого и среднего предпринимательства (МСП), вынужденные оперативно перестраивать свои бизнес-стратегии в отсутствие резервов и ресурсов, оказались в очень трудной ситуации.
С апреля для МСП стали доступны меры поддержки в части сроков предоставления документации
по уплате налогов, отсрочки (рассрочки) по уплате
налогов, авансовых платежей по налогам и страховых
взносов, приостановления проведения проверок,
льготные кредиты на сохранение занятости
Общественная палата Российской Федерации осуществляла мониторинг мер поддержки МСП в наиболее пострадавших отраслях экономики в связи с пандемией, проводила оценку потенциала государственных мер поддержки, внесла предложения в Правительство Российской Федерации о необходимости продления срока подачи заявок на получение статуса социального предпринимателя49, предоставляла площадку для обмена лучшими социальными практиками бизнеса в период пандемии50
Первый правительственный пакет поддержки экономики содержал меры поддержки лишь для предпринимательства, некоммерческие организации не воспринимались как серьезные участники экономических процессов, способные внести посильный вклад в их поддержание и развитие.
В то же время общество продемонстрировало солидарность в решении возникших проблем. Общественные волонтерские объединения, а также социально ориентированные некоммерческие организации пришли на помощь лицам пожилого возраста, страдающим хроническими заболеваниями, инвалидам (осуществляли адресную помощь, доставку продуктов питания, медикаментов, средств индивидуальной защиты), оказывали поддержку государственным медицинским и социальным учреждениям.
Общественная палата одна из первых обратила внимание на проблемы СО НКО, которые возникли в связи с пандемией и введением ограничительных мер, и предложила меры поддержки НКО. Востребованность и эффективность СО НКО в период пандемии была признана Президентом Российской Федерации и Правительством Российской Федерации. Предложения Общественной палаты, сформированные в марте — мае 2020 года, были услышаны и нашли отражение в соответствующих поручениях Президента Российской Федерации и принятых государством нормативных правовых актах51.
В апреле Общественной палатой была запущена «горячая линия» #ВместеНКО. Организации направляли на «горячую линию» информацию о том, как они перестроили работу, помогают людям в трудные времена, а также о том, в чем нуждаются они сами.
По итогам проведенной работы удалось добиться беспрецедентных мер поддержки сектора НКО в части временного освобождения от уплаты налогов и страховых взносов, проверок, предоставления льготных кредитов и ряда других, а также налогового стимулирования бизнеса, безвозмездно жертвующего имущество социально ориентированным некоммерческим организациям52. Потенциальными получателями государственной помощи стали около 40 тыс. некоммерческих организаций53.
Правительством было сформировано два реестра НКО, имеющих право на получение введенных мер поддержки: в первый вошли организации, получавшие за последние три года финансовую поддержку за счет средств бюджетов всех уровней, в том числе президентские гранты, поставщики социальных услуг, а также НКО, включенные в реестр исполнителей общественно полезных услуг. Второй реестр включает в себя НКО, не вошедшие в первый, но нуждающиеся в поддержке, поскольку их деятельность сильно пострадала в условиях пандемии, — это образовательные и благотворительные организации.
Общественная палата принимала самое активное участие в процессе формирования и первого, и второго реестров НКО. Общественная палата совместно с общественными советами при федеральных органах исполнительной власти, региональными общественными палатами сделала все возможное, чтобы ни одна НКО не была забыта. Впоследствии Общественная палата выступала с инициативой объединения этих двух реестров.
Предложение о создании единого реестра СО
НКО было выдвинуто на встрече Президента
Российской Федерации с новым составом Общественной палаты. Эта идея нашла поддержку
у Президента, который поручил Правительству
Российской Федерации совместно с Общественной палатой представить предложения, касающиеся формирования и ведения единого реестра
социально ориентированных и иных некоммерческих организаций, имеющих право на получение
дополнительной государственной
Общественное обсуждение проектов нормативных правовых актов, предусматривающих объединение двух реестров в единый реестр, было начато в Общественной палате в августе.
Единый реестр НКО должен быть сформирован
с понятными правилами включения и исключения
из него. В условиях цифровизации этот реестр,
публично доступный онлайн, позволит на порядок поднять уровень прозрачности некоммерческого сектора, эффективность его регулирования
В своем специальном докладе Президенту Российской Федерации56 Общественная палата предложила изменить подход к формированию единого реестра СО НКО, предложенный изначально Правительством, и расширить круг организаций, подлежащих включению в него, предоставив СО НКО, не соответствующим критериям для автоматического включения, право обращения в Минэкономразвития России с заявлением о включении в реестр по дополнительным критериям, а также наделить Общественную палату и общественные палаты субъектов Федерации правом подачи ходатайств от НКО в случае, если они считают несправедливым принятое решение о невключении или исключении их из единого реестра57.
Общественная палата Российской Федерации продолжает анализировать эффективность мер поддержки СО НКО.
Всего государством на поддержку СО НКО было выделено:
- льготных кредитов на возобновление деятельности организаций — 1008 СО НКО на сумму 2 744,6 млн руб. В то же время на те же цели кредиты получили 208 107 субъектов малого и среднего предпринимательства на сумму 270 306,92 тыс. руб.58;
- субсидий на мероприятия по профилактике коронавирусной инфекции — 4180 СО НКО, в которых трудоустроено 130 313 сотрудников, на сумму 930 896 тыс. руб. В то же время на те же цели кредиты получили 288 998 субъектов малого и среднего предпринимательства, в которых трудоустроено 1 211 403 сотрудника, на общую сумму 10 696 623 тыс. руб.59
Кроме того во втором квартале 2020 года некоммерческие организации воспользовались следующими мерами поддержки:
- освобождение от уплаты авансовых платежей — 1742 СО НКО в сумме 162 млн руб.60;
- освобождение от уплаты страховых взносов — 24,2 тыс. СО НКО на сумму 8,8 млрд руб.61;
- 6166 налогоплательщиков получили социальный налоговый вычет по НДФЛ по суммам, перечисленным в виде пожертвований, на общую сумму 1 347 834 тыс. руб.62.
Для поддержки социально ориентированных некоммерческих организаций в период борьбы с распространением коронавирусной инфекции был проведен специальный внеочередной конкурс Фонда президентских грантов. По результатам независимой экспертизы победителями конкурса стали 900 организаций. Общая сумма грантов Президента Российской Федерации в рамках специального конкурса составила 2 млрд руб.63.
В целом принятые для поддержки СО НКО меры не просто позволили не допустить прекращения деятельности множества организаций, но и обозначили траекторию развития сектора на годы вперед. Сделан значительный шаг вперед в поддержке и некоммерческого сектора, и социально ответственного бизнеса.
Тем важнее не потерять наработанный потенциал в условиях ухудшения эпидемиологической обстановки осенью 2020 года («второй волны» пандемии). Продолжая свою работу по обобщению опыта некоммерческого сектора в условиях уже второй волны пандемии, 24 ноября Общественная палата сформулировала ряд рекомендаций, направленных на сохранение и повышение устойчивости организаций, деятельность которых направлена на помощь социально уязвимым категориям граждан, и представила их в Правительство Российской Федерации. Общественный запрос на поддержку со стороны НКО продолжает расти на фоне сложной эпидемиологической ситуации. Необходимо ввести дополнительные меры поддержки НКО и волонтеров, которые позволят им оказывать помощь всем нуждающимся64.
Рейтинг «Регионы-НКО»
Пандемия с особой яркостью показала, насколько востребована гражданами помощь некоммерческих организаций. В тех регионах, где сектор более активный и сплоченный, где налажено взаимодействие между ним и органами власти, социально ответственным бизнесом и СМИ, роль НКО в решении проблем, вызванных пандемией, стала наиболее значимой.
Для выявления уровня и качества развития некоммерческого сектора в регионах, определения его потенциала, а также возможностей для его реализации в 2020 году Общественной палатой реализован пилотный проект по формированию Регионального рейтинга третьего сектора «Регион-НКО». Рейтинг построен на основе многомерной модели, включающей 9 факторов, 39 показателей и 185 первичных параметров. Партнером Общественной палаты по этому проекту выступило рейтинговое агентство «РАЭКС-Аналитика».
Презентация рейтинга прошла на итоговом форуме «Сообщество» 2 ноября 2020 года65.
Главный вопрос, на который отвечает рейтинг, — насколько развит некоммерческий сектор в регионе, насколько велик его потенциал и насколько эффективно этот потенциал реализуется на практике для взаимодействия с главными заинтересованными сторонами.
Для подготовки рейтинга был собран обширный массив информации от министерств и ведомств, из открытых источников: Минюста, Минэкономразвития, Росстата, Агентства социальной информации, «СПАРК-Интерфакса» и др. Также были использованы результаты экспертного опроса, проведенного Общественной палатой среди членов региональных палат и экспертов.
По итогам рейтинга в топ-10 вошли следующие субъекты: Москва, Республика Татарстан, Тюменская область, Ханты-Мансийский автономный округ — Югра, Санкт-Петербург, Чукотский автономный округ, Республика Карелия, Республика Бурятия, Тульская область и Самарская область.
С помощью рейтинга регионы смогут оценить не только свое место по уровню и качеству развития третьего сектора, но и то, насколько эффективно отлажена и прозрачна система поддержки НКО, насколько активно НКО участвуют в решении социальных проблем и насколько качественно выстроены взаимоотношения некоммерческого сектора с властью, бизнесом и медиа. Кроме того, по всем показателям, использовавшимся в рейтинге, подготовлена карта рекомендаций, которые смогут использовать в своей практической работе региональные органы власти и институты поддержки и развития НКО.
Общественная палата рассчитывает, что рейтинг «Регион-НКО» станет стимулом к дискуссии, к обсуждению, как на федеральном, так и на региональном и местном уровне: от чего и от кого реально зависит развитие третьего сектора и что нужно сделать, чтобы это развитие было поступательным и устойчивым.